Парижские пассажи – первые торговые галереи Европы

29.05.2018
Парижские пассажи – предшественники современных торговых центров, родоначальники объединения торговли и развлечений под одной стеклянной крышей, исторические памятники, не входящие в традиционный путеводитель, но обязательные к просмотру любопытствующих путешественников. В столице Франции два века назад пассажей было около 150.  Сейчас осталось около 30, посмотреть стоит десять лучших.
Мы продолжаем рассказывать об уникальных торговых центрах мира. Делая очерк о петербургском Пассаже, мы сразу же задумали его продолжение, которое перед вами.
Если объяснить про пассаж просто — это улица под стеклянной крышей, с обеих сторон которой расположены магазинчики. Прообразом всех будущих пассажей во всех странах мира стала галерея в Пале-Руаяль.


Двоюродному брату короля Людовика XVI Герцогу Филиппу Орлеанскому достался в наследство Пале Руаяль, или «королевский дворец», который был построен кардиналом Ришелье (изначально дворец назывался Пале-Кардиналь, «дворец кардинала»). Новый хозяин предпринимает перестройку сада Пале-Руяль. Он отделил часть парка каменной колоннадой и покрыл это пространство перед залом теперешнего Государственного совета крышей. Затем под этой крышей оборудовали 60 арочных пролётов.
Герцог выставил эти новые галереи на продажу по баснословным тогда ценам, однако же, поставил при этом условие, что внешний вид колоннады ни в коем случае не должен быть изменён. Цены торговцев не смутили, оборудованная им крытая колоннада стала пользоваться в Париже огромной популярностью. Там располагались магазины, рестораны, кафе, залы для игр. Сад Пале-Руяль превратился в эпицентр парижской жизни. Герцог Орлеанский добился того, чтобы в его галерею не заходила полиция. Поэтому, когда была отменена цензура прессы, галерея стала местом, где активно обсуждались параграфы предложенной конституции.


Изобретение герцога Орлеанского положило начало целой эпохе в городском строительстве. Каменным аркадам и деревянной галерее стали тут же подражать. В конце XVIII — первой половине XIX века в правобережном Париже появились многочисленные пассажи.
Поначалу это были просто удобные, сокращавшие расстояние узкие пешеходные проходы, соединявшие бульвары и улицы. Их обживали торговцы, ремесленники, поставщики сомнительных городских удовольствий, разнообразные мастера, граверы, ювелиры, художники, люди редких профессий. Иные из этих пассажей становились крытыми торговыми галереями, истинными храмами изящной торговли и парижской моды, где толпилась так называемая чистая публика. Дело в том, что в те времена в Париже выход на  улицу означал то еще испытание для состоятельного горожанина. Приходилось пробираться сквозь грязь  и мрак  - ни асфальта, ни тротуаров, ни канализационных стоков, ни приличного освещения в столице Франции того времени не было. А в пассажах – всегда тепло и сухо, под ногами – плитка или мозаика, над головой – стеклянная крыша.


Однако, к середине XIX века, когда наступила эпоха революционера урбанизма барона Османа, парижским пассажам пришлось потесниться, а многим и вовсе исчезнуть с лица французской столицы. Париж перестраивали по новому плану. Из ста сорока парижских пассажей, процветавших в первой половине XIX века, после османовского преобразования французской столицы уцелело едва ли три десятка (всего в городе были снесены до основания почти 20 тысяч исторических зданий). Однако, именно сохранившиеся торговые галереи представляют особый мир, дают приют неожиданным промыслам, погружают посетителей в атмосферу прошлого. Традиционные экскурсии строятся по другим маршрутам, а ведь уцелевшие парижские торговые пассажи достойны внимания не меньше, чем осмотр Монмартра или, скажем, парижских катакомб.

Мы «пройдемся» по нескольким знаменитым пассажам Парижа.

Галерея «Вивьен» – Galerie Vivienne


Галерея «Вивьен» –  одна из самых элегантных и красивых торговых галерей мира. Она была построена в 1823 году. Пассаж выполнен в стиле неоклассицизма. Ажурная, как будто невесомая крыша, грандиозная спиральная лестница, витражи, лепнина и эффектные, в причудливой мозаике полы  — всё это буквально  зачаровывает посетителей. Длинный, 42-метровый торговый центр заканчивался ротондой, накрытой таким же изящным стеклянным куполом. По обеим сторонам пассажа располагаются небольшие магазины с дорогой дизайнерской одеждой, обувью, аксессуарами и товарами для дома, здесь же находится одна из лучших в Париже винных лавок. Галерея прославилась еще и тем, что в 1986 году в ней открыл свой первый бутик модный революционер Жан-Поль Готье. Регулярно под стеклянной крышей проходят показы Haute Couture, что придает торговому центру дополнительный шик.


Знаменита галерея «Вивьен» тем, что в доме №13 сохранилась старинная лестница, которая некогда вела в апартаменты Видока – известного преступника и каторжника, впоследствии ставшего главой управления национальной безопасности.



К слову, многие туристы убеждены: галерею «Вивьен» следует посетить вовсе не для шопинга, а только потому, что здесь ощущается прошлое великого города.

Галерея «Кольбер» – Galerie Colbert

Почти параллельно с галереей «Вивьен» проходит еще одна галерея, построенная тремя годами позже. Галерея является представителем ионического и дорического направления в архитектуре. Ее главное украшение — огромный просторный атриум с величественными колоннами. По задумке архитектора Бийо, новая галерея должна была превзойти по шику и красоте примыкающую к ней галерею «Вивьен» и не только ее. И все же, несмотря на все свою роскошь и изящный вид, галерея «Кольбер» заняла только почетное второе место по популярности и посещаемости после галереи «Вивьен».



В 1974 году галерея была признана историческим памятником Франции. До этого события вход в галерею был закрыт, власти собирались ее снести. Через шесть лет, после реконструкции галерея была приобретена Национальной библиотекой Франции, и сейчас там располагаются аудитории Парижского университета, однако войти и полюбоваться галереей «Кольбер» может любой желающий. В пассаже «Кольбер» выставлены эстампы, здесь продают открытки и книги, здесь разместились музей Национальной фонотеки и выдержанное в стиле начала 20-го века «Гран кафе».

Пассаж «Шуазель» –  Passage de Choiseul



Эта галерея была построена в 1822 году.  Постройка его была приурочена к открытию «Опера-Комик», с вестибюлем которой она был связана подъемным переходом. Такая архитектурная особенность позволяла зрителям совершать в антракте прогулки по этому пассажу, как по театральному вестибюлю, обсуждая спектакль и пробуя экзотические фрукты, которые были тогда в моде в Париже. Расцвет популярности театра «Опера-Комик» относится к временам Второй империи, когда директором его был знаменитый композитор Жак Оффенбах.


Сегодня Пассаж «Шуазель» — идеальное место для неформального обеда, где заодно можно присмотреться к недорогой одежде и антикварным товарам. Кстати, это самый большой крытый переход в Париже: его длина — 190 метров, ширина — 3,7 метра.

Пассаж «Панорам» – Passages des Panoramas



Пассаж «Панорам» появился на карте Парижа в самом начале XIX века. Сначала это была всего лишь одна галерея, потом к ней пристроили еще три. В наши дни эта галерея – излюбленное место французских филателистов. Там они всегда могут найти что-нибудь полезное для своих коллекций.
Пассаж «Панорам» был очень знаменит, и в 20-е годы XIX века уступал по своей популярности разве только пассажу «Пале-Руайяль». По двум сторонам пассажа стояли в ту пору круглые башни, где и представлены были панорамы, давшие пассажу название и принесшие ему особую популярность. В этих башнях в центре круглой ротонды, окруженной балюстрадой, помещались зрители, созерцавшие «панорамную живопись», шедшую по кругу. Панорамы создавали у зрителя ощущение объемности изображения благодаря уловкам перспективы и особой подсветки. Глядя на эту живопись, зрители без труда воображали, что они смотрят вниз на Париж с воздушного шара или, скажем, видят бегство англичан из Тулона в 1793 году, созерцают панораму Афин, Рима, Неаполя, Иерусалима. Зрители были в восторге. «Иллюзия была полной, — восхищался Шатобриан. — С первого взгляда опознал я все памятники, все места, вплоть до дворика, куда выходили окна моей комнаты в монастыре Спасителя…»



Толпа текла из одного конца пассажа в другой, от панорамы к панораме, и, вдохновленная успехом соседки, галерея «Вивьен» немедленно открыла у себя «Жеораму», галерея «Кольбер» — «Космораму», а пассаж Оперы — «Еврораму». Но и пассаж «Панорам» не остановился на достигнутом, и, когда панорамы публике поднадоели, знаменитый фотограф Дагер, отец дагерротипа, создал в том же пассаже «Диораму», о которой Бальзак писал восхищенно: «Это одно из чудес света, истинная победа человечества». Надо сказать, неутомимый Дагер и впрямь придумал немало занимательных трюков, скажем смену дня и ночи на глазах у изумленной публики или сочетание фотографии с реальными предметами, с потоками воды и даже с живыми тварями.

Пассаж «Жоффруа» — Passage Jouffroy   



Эта галерея появилась как дополнение к пассажу «Панорам» уже в 20-м веке, в 1947 году.



Популярным среди туристов это место сделал в первую очередь  музей Гревен — парижское собрание восковых фигур.  Вторая достопримечательность пассажа «Жоффруа» — уютный отель Hotel Chopin. А еще Пассаж «Жоффруа» известен благодаря кондитерской Valentin, где продают восхитительные конфеты и пирожные.

Пассаж «Вердо» — Passage Verdeau



Даже признанные знатоки Парижа часто забывают про этот пассаж, а зря. Пассаж «Вердо» может быть интересен для любителей архитектуры  как образец неоклассического стиля. Любителям истории следует прогуляться по магазинам, ведь галерея переполнена антикварными лавками, и, наконец, любителям гастрономических вкусов стоит выпить чашечку кофе с вкусным десертом в каком-нибудь из кафе.



Еще одна местная достопримечательность — Librarie Farrouille — магазин, специализирующийся на редких и старинных книгах.

Галерея «Веро-Дода» – Galerie Vero-Dodat



Галерею открыли в 1826 году два торговца свининой — Веро и Дода.  В первой половине XIX века успех предприятия был заранее предрешен – от пассажа отправлялись междугородние и международные конные экипажи. С развитием железных дорог бизнес пришел в упадок, от прежнего бойкого торгового места сохранились только роскошные интерьеры.



Сегодня здесь можно увидеть магазины антикварных украшений и мебели, лавки с произведениями современного искусства и не только.

Пассаж «Гран Серф» – Passage du Grand-Cerf



Пассаж на улице Сент-Дени был открыт в 1825 году на месте гостиницы Hotel Du Grand Cerf (отель большого оленя), поэтому и получил такое название. За почти 200 лет интерьер пассажа менялся, но в конце прошлого столетия пассаж был бережно отреставрирован.  



Галерее был возвращен первоначальный вид: ажурные металлические перекрытия, обшитые деревянными панелями стены и стильные светильники — все настолько достоверно, что можно забыть, в каком веке вы находитесь. В нескольких десятках лавок посетителей поджидают занятные товары от ремесленников, дизайнеров и декораторов.

Пассаж «Принцев» – Passage des Princes



Пассаж, появившийся в 60-м году XIX века, когда мода на подобные галереи уже миновала, стал последним из построенных бароном Османом. Особой популярностью у парижан новое сооружение не пользовалось, даже когда там установили чуть ли не первые в городе электрические фонари. Пассаж долго находился в состоянии упадка, и только совсем ему подарили вторую жизнь — отремонтировали, вернули на место металлические арабески и наполнили пространство магазинами с детским товарами и игрушками.



Пассаж «Принцев» представляет собой волшебное королевство для детей. Но родителям надо быть готовым к  «волшебным» ценам. Здесь есть всё, что может заворожить вашего ребенка и опустошить ваши кошельки: игрушки, мороженое, кафе, зооуголки…
Парижские пассажи – живые памятники архитектуры и торговли XIX века, способные перенести любого посетителя в совсем другой мир, со своими законами и образом жизни.

Читайте также:

Какой Пассаж! Старейшему торговому центру Петербурга 170 лет
Уникальные торговые центры мира
История первого торгового молла