Коронавирус и новое поведение потребителя: первые результаты

31.08.2020
В обзоре мы собрали выдержки из аналитических исследований, чтобы показать, как сложившаяся ситуация повлияла на потребление товаров и как изменилось поведение покупателей вследствие приобретенных привычек во время самоизоляции.

Пандемия меняет экономику мира, причем, в худшую сторону. Стремительные меры борьбы с коронавирусом привели к масштабному кризису практически во всех отраслях.
Летом режим изоляции был ослаблен, но, как и какими темпами будет восстанавливаться экономика пока непонятно.

В июне 2020 года компания CBRE  выпустила отчет «Изменение потребительского поведения».

Ожидания потребителей


В рамках исследования респондентов  попросили оценить сроки восстановления экономики.
Большинство опрошенных ожидают, что экономика восстановится не раньше 2022 г., однако существуют различия в оценках среди представителей различных поколений. На перспективу ближайших 6 месяцев звучат наиболее пессимистичные прогнозы. Оценка ближайшего года практически поровну разделилась на оптимистов и пессимистов.
Половина участников исследования ожидает восстановления экономики не ранее 2022 г.
  • 65% респондентов уверены, что в течение 2020 г. ситуация будет усугубляться.
  • Поколение Х более негативно в своих оценках экономической ситуации: ухудшение ситуации в ближайшие 6 месяцев ожидают 78% представителей поколения Х против 61% респондентов – представителей поколения Y и 53% респондентов – представителей поколения бэби-бумеров.

Модель поведения


Большинство респондентов переключилось на кризисную модель поведения, для которой характерны:
  • отказ от дорогих и импульсных покупок
  • переориентация на товары более доступной ценовой категории
  • особое внимание к товарам со скидками
Стремление к экономии и осознанному потреблению уже присутствовали среди потребительских паттернов россиян, ввиду предыдущих экономических потрясений. Их значимость в нынешней ситуации, безусловно, возросла и останется таковой в ближайшие пару лет. Восстановление потребления на фоне сокращения реальных располагаемых доходов населения в 2020 г. (от 3,8% до 5%, по различным оценкам), возросшей безработицы, пик которой придется на середину 2020 г., произойдет не ранее второй половины 2021г.
  • 57% респондентов отметили сокращение своего дохода.
  • Около 30% респондентов стали чаще приобретать товары со скидками.
  • 63% планируют сократить свои расходы в течение 12 месяцев.
  • Более половины опрошенных были вынуждены начать тратить свои сбережения.

Предпочтения потребителей до пандемии, во время и после

Результаты опроса подтвердили некоторые сформировавшиеся потребительские тренды — популярность магазинов у дома, особое внимание к скидкам, но также опровергли некоторые распространенные заблуждения, такие как, угроза со стороны онлайн-торговли для торговых центров или снижение интереса населения к ресторанам и кафе в условиях стремительного роста сервисов доставки готовой еды. Цифровая трансформация бизнеса началась задолго до событий 2020 г. Пандемия лишь ускорила этот процесс и увеличила масштаб его охвата.

Близость к дому наиболее важный критерий при покупке продуктов и товаров первой необходимости.
Возможности онлайн шоппинга имеют значение в случае приобретения бытовой техники и электроники, товаров для дома и ремонта, а также косметики, парфюмерии.
Для респондентов наименее важным является возможность совершить покупки рядом с работой. Это говорит о том, что торговые точки вблизи бизнес-центра нацелены на удовлетворение потребностей офисных сотрудников в течение рабочего дня.
Бренд является основным драйвером совершения покупки в сегментах косметика и парфюмерия, а также одежда и обувь.
 

Индекс потребительской активности 


Сбербанк отслеживает индекс потребительской активности ежедневно. Лаборатория «СберИндекс» и дивизион «Корпоративные клиенты 360» продолжают работу по определению динамики потребительского спроса. Приведенные значения являются оценкой для России в целом на основании данных Сбербанка.
 
Прирост потребительских расходов с 24 по 30 августа составил +1,0% г/г.
Предварительная оценка за весь месяц, основанная на данных с 1-го по 30-е число включительно, составляет +0,2% г/г.
Таким образом, второй месяц подряд объем трат находится вблизи значений 2019 года.
Индекс потребительской активности, рассчитанный на аналитическом портале Сбербанка SberIndex.ru, на последней неделе августа достиг 77,1 пункта, что стало посткризисным максимумом. Однако это связано не с объемом расходов, а с их разнообразием: перед началом учебного года россияне тратят средства в большем количестве категорий, что учитывается в показателе. Рост количества активных торговых точек также ускорился и теперь составляет +2% относительно средненедельного значения в феврале.

 

В целом по итогам месяца отмечается тенденция на дальнейшую нормализацию структуры расходов. Прирост трат на товары, наблюдавшийся на протяжении периода самоизоляции и непосредственно после него, постепенно ослабевает. Это хорошо заметно в первую очередь в продовольственных категориях.
По предварительной оценке, траты на продукты в августе были на 5,6% выше, чем год назад, а на неделе 24– 30-го числа — выше лишь на 4,6%.
При этом расходы на услуги снижаются за месяц на 17,5% г/г, а по итогам последней недели — на 11,3% г/г. В терминах абсолютных величин спроса это является очередным посткризисным максимумом, хотя сохраняющееся двузначное падение достаточно сложно назвать достижением.
 
 

Shopping Index

Компания Watcom считает и анализирует посетительские потоки в торговых центрах по России.
 
За 33 неделю 2020 года Shopping Index в Москве вырос на 1.2% и восстановился до 81.3%, в Санкт-Петербурге – на 3.3%,восстановившись до 78.6%, в Екатеринбурге – на 3% и восстановился до 80.4%, в Новосибирске – снизился на 3.74% после восстановления почти до 90%.

Мы будем продолжать отслеживать основные тенденции на рынке коммерческой недвижимости. Наши ежеквартальные обзоры в разделе Аналитика, наши статьи в разделе Альманах.
 
Читайте также:
Юрий Борисов: «Как арендодатели, мы потеряли около 85% дохода»
Чек-лист для компаний: что делать во время коронавируса
Торговая недвижимость во втором квартале: скидки для арендаторов и потери до 80%
Офисная недвижимость: стабилизация ситуации ожидается к концу третьего квартала