Обзор «Итоги года» на рынке коммерческой недвижимости

11.01.2021
Несколько ведущих СМИ подвели итоги 2020 года на рынке коммерческой недвижимости.
Издательский Дом «Коммерсант», «Деловой Петербург», Cre.ru, ЦИАН подвели итоги года на рынке коммерческой недвижимости.

В конце ноября состоялась онлайн конференция ИД «Коммерсантъ» — «Итоги рынка коммерческой недвижимости».
Участники мероприятия обсудили ситуацию на рынке складской недвижимости, офисной недвижимости, торговой недвижимости, недвижимость с приставкой «ко» и гибкие пространства.
«Несмотря на непростой год, ведущие игроки коммерческой недвижимости подошли к концу его 4Q в достаточно позитивном настроении. Даже сегмент ритейла, которому только ленивый не прогнозировал скорейшее и окончательное падение, продемонстрировал свою непотопляемость, приведя цифры открытия новых качественных торговых центров и статистику возврата покупательского трафика. Офисная недвижимость трансформируется и продолжает развиваться, отвечая на потребности и запросы своих арендаторов. Ну а складская недвижимость и вовсе переживает пик своей востребованности, что неоднократно отмечалось за последние полгода. Давайте внимательнее посмотрим на то, что происходит в каждом из этих сегментов», — говорится в отчете о конференции.

Издание cre.ru  выпустило большой обзор «Итоги 2020 года» в двух частях.
Содержание:
  • Макроэкономика в ожидании «черных лебедей», общие показатели в норме, а государство сделало свой выбор
  • Инвестиции. Чувствительная дама, восходящая звезда и упавший рыцарь
  • Офисная недвижимость. Развиваем гибкость и переосмысливаем себя
  • Торговля. Денег нет, но вы держитесь
  • Склады. Расти-расти торговля, прямая и дистанционная 
  • Отели. Вынужденно негостеприимная индустрия
  • В качестве эпилога
 
Основной вывод: Сказать, что этот год стал для рынка коммерческой недвижимости хорошим сложно. Но и фатальным его не назовешь. С 2008-2009 и 2014-2015 гг. мы привыкли к тому, что периодически правила игры меняются, поэтому инвестировать нужно с умом, бизнес диверсифицировать, больше чем сможешь продать — не строить, больше чем нужно — не арендовать. Поэтому с точки зрения основных индикаторов в этом году вообще ничего страшного не случилось — наш колосс уже не стоит на глиняных ногах, а является сбалансированным рынком. Другое дело, что и ожидать роста пока не приходится. В торговле мы ожидаем восстановления работы и общих показателей оборота не ранее середины 2021 года, в гостиницах к этим же срокам хотелось бы увидеть полное открытие границ и хотя бы восстановление объемов бронирования. Офисы в течение года будут скорее переосмысливаться. И это безусловно то самое время, когда складам и онлайн-ритейлу нужно расти, укреплять и защищать свои позиции, пока работа традиционного ритейла полностью не восстановлена.

«Деловой Петербург» подготовил материал для нового журнала «Итоги – 2020».
Сильны складами: победители и проигравшие на рынке коммерческой недвижимости
Вторая волна коронакризиса хоть и меньше напрягла девелоперов коммерческой недвижимости, чем первая, но ещё больше заставила задуматься о будущем.
За 2020–й девелоперы потеряли от 10 до 20% выручки. Ожидание, что рынки начинают кардинально меняться, не добавляет им хорошего настроения перед Новым годом.
 
На сайте cian.ru вышла статья «Итоги года для коммерческой недвижимости: под знаком непредсказуемости».
Вот некоторые прогнозы:
Эксперты ожидают роста вакантных площадей в 2021 году. Все больше компаний будет стремиться оптимизировать затраты на содержание офиса, поэтому в 2021 году увеличится количество сделок по пересогласованию условий договора с возвратом части занимаемых площадей, произойдет перетекание арендаторов в офисы, расположенные дальше от центра либо более низкого класса с подходящими ставками.
Будущее — за o2o (online-to-offline). Бренды и торговые галереи, которые будут качественно конвертировать онлайн-трафик в офлайн, выйдут в лидеры рынка.
В следующем году гостиничной рынок ждут замедление ввода нового гостиничного предложения, снижение количества деловых поездок, рост внутреннего туризма, сокращение глубины бронирований — из-за неопределенности люди будут отказываться от планирования поездок заранее.

Аналитический отдел холдинга «АйБи ГРУПП» одним из первых знакомит вас с итогами года в своих обзорах:

Обзор рынка офисной недвижимости 4 квартал 2020 год
Обзор рынка торговой недвижимости 4 квартал 2020 год
Обзор рынка торговой недвижимости 4 квартал 2020 год
Рынок Земли 4 кв. 2020 год