История одного объекта: Дом Лобанова-Ростовского в Петербурге или «Дом со львами»

29.03.2019
«Дом со львами», «Дворец классицизма», «Дом Лобанова-Ростовского» – всё это имена одного из самых центральных зданий Петербурга. Дом имеет необычную треугольную форму и  занимает целый квартал: от Малой Морской до Адмиралтейского проспекта.

Огюст Монферран проектирует «Дворец классицизма»


Здание имеет 200-летнюю историю, строили его три года с 1817 по 1820. Автор проекта – Огюст де Монферран, французский архитектор, главным произведением которого в Петербурге стал Исаакиевский собор.
Именно строительство собора и способствовало тому, что на большом земельном участке рядом с ним появилась резиденция князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского. В течение  XVIII века участок дома №12 по Адмиралтейскому проспекту пустовал. Но всё стремительно изменилось летом 1817 года, когда  император Александр I утвердил проект нового Исаакиевского собора, составленный Огюстом Монферраном .Князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский был так впечатлён работой французского архитектора, что решился на строительство собственного дома на соседнем участке. И проект своей будущей резиденции он заказал у того же архитектора. Здание стало первой работой великого Монферрана в Петербурге и настоящим памятником стиля «Высокий классицизм». Первоначальный проект предусматривал богатое украшение здания, обилие лепнины и скульптур, но Монферран сделал выбор в пользу большей монументальности строения, отказавшись от изящных деталей.  В итоге здание имеет два одинаково парадно оформленных фасада – северный и западный – обращенные на набережную и к Исаакиевскому собору. В центре каждого из них размещены восьмиколонные коринфские портики.  Фасад здания, выходящий на Вознесенский проспект, выглядит значительно проще, но именно вдоль него от острого угла здания, развивается перспектива, замкнутая шпилем Адмиралтейства.
Внутреннее убранство дома  имело богатую отделку, особенно роскошно был оформлен вестибюль и парадная лестница. Парадные помещения размещались на втором этаже.

Князь Лобанов-Ростовский  - коллекционер из великого рода


Позволить себе построить огромный дом практически в самом центре столицы Российской империи мог человек богатый и неординарный. Таким и был князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский. Наследник солидного состояния своих родителей, князь Лобанов приумножил его, женившись на одной из самых богатых невест России, дочери графа Ильи Андреевича Безбородко — Клеопатре  Ильиничне. Князь служил Отечеству, участвовал в нескольких войнах, а после выхода в отставку полностью отдался своему любимому делу – коллекционированию, благодаря чему вошел в историю.
Среди его собраний были две особенные коллекции, посвященные двум великим женщинам: киевской княжне Анне Ярославне и шотландской королеве Марии Стюарт. Он извлёк из архивов и напечатал три тома писем Марии Стюарт, собрал сотни её портретов и коллекцию книг о ней. Позднее портреты и книги были переданы Эрмитажу.
Но как коллекционера князя интересовали не только монаршие особы. Он собирал книги по военному искусству и карты, которые передал в распоряжение Главного штаба. Научную и художественную ценность так же имеет коллекция портретов Павла I и его приближённых, пожертвованная Публичной библиотеке. Князь имел в наличии каталоги всех картинных галерей Европы и большую коллекцию тростей и палок, принадлежавших разным историческим персонажам.
Во времена жизни во Франции, князь Лобанов издал в Париже перевод на русский язык Евангелия от Матфея и молитвы, читаемые при божественной литургии. Под конец его жизни свет увидели два сборника разнообразных меню на французском языке. Он был членом парижского Общества библиофилов и Русского географического общества.
Состояние князя позволяло ему иметь собственные яхты, но в силу своего характера, он не мог быть простым владельцем нескольких яхт. Человек, любящий размах и масштаб в любом деле, он основал и стал первым командором Императорского Российского яхт-клуба.

Львы стерегут город…


Фотография из архива компании ООО «АйБи Девелопмент», сделана в ходе выполнения функций Строительного Контроля на объекте.

Вход в дом, обращенной в сторону Адмиралтейского проспекта стерегут изваяния львов. Петербург известен своими львами не менее чем, сфинксами, которые, кстати, расположены через Неву, напротив. Но львы этого дома вошли в историю не только города, но и русской литературы, благодаря А.С. Пушкину.  В своей поэме  «Медный всадник» он описал и сам особняк и его стражей. 
«….Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. Он не слыхал,
Как подымался жадный вал,
Ему подошвы подмывая,
Как дождь ему в лицо хлестал,
Как ветер, буйно завывая,
С него и шляпу вдруг сорвал...»
Александр Сергеевич виртуозно умел вплести в свои сюжеты реальные события, городские истории или слухи. Легенда гласит, что Пушкину рассказали, как во время наводнения некий господин Яковлев прогуливался по столице, и увеличивающаяся вода застала его как раз у входа в Дом Лобанова. Яковлев сориентировался и решил спастись от надвигающийся воды, взобравшись на спину одного из мраморных львах.  Историки спорят и говорят, что легенда имеет обратный эффект – сначала Пушкин пишет про случай со своим героем, а потом появляется история о том, что на самом деле «точно же!» был некий Яковлев, с ним это и произошло. В любом случае, история со львами обрела статус культовой и распространялась вместе с запрещенным в империи произведением.
Львы у здания дали Дому Лобанова второе имя «Дом со львами». Среди множества петербургских львов, которые «стерегут» город на Неве, у  этих статуй есть конкретная история их создания – под  одним из мраморных животных высечена надпись: «Triscorni F. In Garrara, 1810».  Из этого следует, что статуи животных исполнил Трискорни в Карраре в 1810 году. История гласит, что за образец скульптор взял львиную пару, установленную во Флоренции на площади Синьории перед Лоджией деи Ланци еще в  XIV веке. Но скульптор не просто скопировал флорентийских львов,  а несколько изменил облик зверей.  

Выиграть дом за 1 рубль


Вторая легенда, связанная с домом, подтверждает, что князь Лобанов был действительно человеком неординарным и весьма находчивым.
Брак князя оказался недолговечным,  и после развода он переехал в Париж, где, благодаря расположению Карла X, снял в аренду ни много ни мало охотничьи угодья в Фонтенбло. Охота, ночные гулянья, пикники – в Фонтенбло шла шумная жизнь с настоящим русским размахом.
Князь почти десятилетие провел за границей, путешествуя по Европе и пополняя свою коллекцию. Естественно, что финансы для этого требовались немалые. Кошелек князя поистощился и Александр Яковлевич решил вернуться в Россию. Тем более что Клеопатра Ильинична, которая  иногда ему писала, жаловалась, что денег ей отчаянно не хватает, а «дом со львами» и обязанности, связанные с ним, ей надоели. Она предлагала вместе подумать, как быть дальше. И супруги подумали…
В итоге был выставлен на продажу за немалую по тем временам цену в один миллион рублей. Но покупателя не находилось, а средства были нужны.  И князь, человек умный и весьма находчивый, придумал совершенно нестандартный ход в деле продажи элитной недвижимости: разыграть «дом со львами» в лотерею. Он  напечатал один миллион лотерейных билетов и запустил их в продажу, цена одного лотерейного билета – рубль. В назначенный день и час один из обладателей такого билета должен был стать новым обладателем «Дома со львами».
Лотерея была объявлена всероссийской. Газеты во всех городах и весях необъятной родины оповещали, что житель любого города и самого маленького селения, затратив всего лишь рубль, может стать обладателем роскошного дворца в самом центре императорской столицы. История с лотерей дошла до императора Николая I, который тут же запретил розыгрыш и купил дом вместе с библиотекой, за последнюю князю Лобанову-Ростовскому назначили пожизненную пенсию.
При этом историки и эту легенду Дома со львами ставят под сомнение и говорят, что никакой истории с лотереей не было, всё это фантазии известного писателя М.И. Пыляева, который опубликовал эту байку в своей книге «Старый Петербург».
Так или иначе дом был продан, финансовый вопрос для князя был решен, а у дома началась своя история.

«Дом со львами» – новые функции, реставрация и строительный контроль

Фото: © РИА Новости/Б.Манушин

Новым владельцем этого здания стало Военное министерство, для которого к концу 1829 года были переделаны помещения. Здесь разместились канцелярия Военного министерства, Военный совет, Генерал-аудиториат, Военно-походная канцелярия, Медицинский и Провиантский департаменты.
В советское здание было переоборудовано под школу. Сначала здесь располагалась 14-ая фабрично-заводская десятилетка Октябрьского района, а затем школа №397.
В конце прошлого века в доме Лобанова-Ростовского работали два банка и Проектный институт. В 2002 году перешло к Управлению делами президента, и те хотели разместить тут конституционный суд, но вскоре от такого решения отказались и в 2004 году передали здание в аренду компании «Тристар Инвестмент Холдингс» для осуществления проекта полномасштабной реставрации особняка и организации открытия в нем гостиницы класса Deluxe.  Так в Россию приехал первый в стране отель Four Seasons. В 2004 году началась реставрация фасада и внутренних помещений «Дома со львами». ООО «АйБи Девелопмент» выполняло функции Строительного Контроля и Технического Надзора  всех работ, выполняемых в ходе реконструкции и реставрации объекта. В 2013 году состоялось открытия отеля.

Читайте также:

Гостиница «FOUR SEASONS St. Petersburg»
«Стильные адреса» — новый проект Холдинга «АйБи ГРУПП»
История одного объекта: Магазин Купцов Елисеевых