«Стильные адреса» - новый проект Холдинга «АйБи ГРУПП»

28.12.2018
Холдинг «АйБи ГРУПП» выпустил очередной календарь, посвященный истории и культуре Петербурга.
Самый первый проект «календарной» серии был посвящен объектам коммерческой недвижимости: банкам, торговым рядам и рынкам, доходным домам. Три года назад в календаре была представлена Панорама Петербурга, выполненная итальянским декоратором А. Тозелли в 1820 году. Третий тематический проект«Петербург в произведениях современных художников»  был реализован совместно с Музеем современного искусства «Эрарта». Четвертый, прошлогодний календарь «Теория вдохновения» тоже был совместным проектом, на этот раз с современными модными домами Петербурга.

Новый проект «Стильные адреса» демонстрирует историю петербургской архитектуры на примере 12-ти объектов Северной столицы. И почти ко всем этим объектам Холдинг имеет непосредственное отношение.



Январь.  В первой трети XVIII в. на необжитых берегах невской дельты русские, итальянские, голландские, немецкие и французские зодчие возводили дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие черты, определившие стиль, обычно называемый ПЕТРОВСКИМ БАРОККО. Всё многообразие творческих взглядов той поры на практике смягчалось влиянием двух основных факторов: во-первых, ролью заказчиков (прежде всего самого Петра I); во-вторых, воздействием русских многовековых традиций. Петербургский «манир» архитектуры был прост, ясен, спокоен. При этом скромность отделки фасадов обусловлена не столько программным «утилитаризмом» эпохи Петра, сколько дефицитом средств и рабочих рук.
Крупнейшей постройкой в новаторском для России стиле стал собор Св. Петра и Павла, возведённый по проекту Доменико Трезини (1712- 1733 гг.). «Дерзновенный» шпиль собора высотой 122,5 м служил ориентиром при подъезде к городу и со стороны моря, и по сухопутью.

Февраль. Переход от сдержанного раннего барокко к пышному и торжественному варианту этого стиля произошел в петербургской архитектуре в 1740-х годах. Этот перелом был связан с воцарением Елизаветы Петровны и блестящим взлётом творчества Ф. Б. Растрелли, который по существу, считается создателем ВЫСОКОГО ПЕТЕРБУРГСКОГО БАРОККО, когда  «красоту» стали ценить больше, чем «пользу».  Савва Иванович Чевакинский по яркости дарования не уступал своему современнику  и учителю.  Самая значительная его постройка (в 1753 — 1762 гг.) — Никольский морской собор — во многом близок стилю Растрелли, но отмечен неповторимым своеобразием  и следованием отечественным традициям. Бело-голубой храм с золотыми куполами признан одним из самых блестящих образцов барокко в России, строгих по форме и лишённых всякого провинциализма.

Март.  Французский архитектор на русской службе Жан Батист Валлен Деламонт принес в Россию РАННИЙ КЛАССИЦИЗМ ("стиль Людовика XVI"), который стал архитектурной эмблемой первых лет царствования Екатерины II.  Комплекс острова «Новая Голландия» — замечательный пример ранних этапов стиля, ещё не свободных от реминисценций барокко. Этот уникальный памятник промышленной архитектуры был возведён по проекту С. И. Чевакинского, а отделку фасадов нового складского комплекса производили уже в соответствии с проектом Деламонта в формах раннего классицизма. Сугубо утилитарные сооружения Новой Голландии впечатляют суровой экспрессией простых и крупных форм. На западной стрелке острова по проекту А. Е. Штауберта было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы, которое в народе прозвали «бутылкой».



Апрель.  Для периода СТРОГОГО КЛАССИЦИЗМА характерны строгое следование классическим архитектурным ордерам, описанным Витрувием и Палладио. Период характеризуется полным отказом от барокко, происходит некоторое упрощение и типизация архитектурных форм и конструкций.
Никольский рынок по Садовой улице являлся одним из лучших торговых сооружений города в стиле строгого классицизма. Он был построен в 1789 году несомненно талантливым зодчим, имя которого, к сожалению, не установлено. При проектировании использовался уже сложившийся к тому времени тип гостиного двора с арочными галереями. Фасады отличались простотой, что связано с его утилитарным назначением, отдаленностью от центра и банальной нехваткой средств.

Май.  Понятие позднего или «Александровского» классицизма введено И. Э. Грабарём, является предшественником русского ампира и часто отождествляется с ним. Предвоенная архитектура (примерно 1800 — 1812 годов) переживала период наивысшего взлета петербургского градостроительства, когда создавались или завершились грандиозные ансамбли, проводилось целенаправленное преобразование всей городской среды.
Доходный дом А. Я. Лобанова-Ростовского был построен как дворянская резиденция  князя по проекту Огюста Монферрана в стиле ВЫСОКОГО КЛАССИЦИЗМА. Здание было возведено в 1817-1820 гг. с целью облагородить внешний вид недавно оформленной Исаакиевской площади. Первоначальный проект предусматривал богатое украшение здания, обилие лепнины и скульптур, но Монферран сделал выбор в пользу большей монументальности строения, отказавшись от изящных деталей.

Июнь. Русский АМПИР (примерно 1812-1830 гг.) явился логическим завершением очередного витка спирали развития классицизма в архитектуре Петербурга, когда этот стиль оказался нужен для прославления государственного могущества страны-победительницы. Вслед за Александровским классицизмом усиливается стремление к монументальности, парадности, мужественности. Главный мастер этой эпохи  К. И. Росси целиком отошёл от французских источников вдохновения и продолжил петербургские традиции Камерона, Кваренги, Бренны, создавая великолепные ансамбли позднего классицизма и русского ампира. Застройка участка вокруг Михайловской площади проектировалась арх. Росси как единый архитектурный ансамбль, центральным сооружением которого стал Михайловский дворец, а  саму площадь, по замыслу, окружали трехэтажные жилые дома. Поэтому архитектор Александр Брюллов придает Михайловскому театру (1831-1833 гг.) облик жилого дома, фасад которого выполнен по проекту Росси.


Июль.  В условиях становления капитализма на смену позднему классицизму в архитектуре Петербурга пришла ЭКЛЕКТИКА (или ИСТОРИЦИЗМ). Этот архитектурный стиль основывался на свободном соединении приемов любых исторических стилей, ассоциативно выражающих современное назначение зданий. В архитектуре нарастала тенденция к измельчению форм, насыщению поверхности дробным декором. Широко внедрялись разнообразные инженерно-технические новшества.
Пассаж на Невском проспекте является одним из старейших и крупнейших торговых домов Санкт-Петербурга, выполненных в стиле эклектики. Он был построен по проекту арх. Желязевича Р. А. в 1846 — 1848 годах, внутренние галереи его были позже перестроены. Но настоящая перестройка производится по проекту гражданского инженера С. С. Козлова. Фасады были выполнены в новогреческом стиле, а галерея Пассажа перекрыта легкой металлической конструкцией со стеклянной кровлей.

Август.  Около 1900 года в Петербург пришел с Запада новый стиль — МОДЕРН. Сторонники его стремились преодолеть многовековое господство традиционных форм и создать новую художественную систему, выражающую дух современности.
В период модерна эстетика изогнутой линии, появившаяся еще в живописи французских постимпрессионистов, а затем усиленная восточными влияниями, приобрела конструктивный характер. Наиболее последовательно модерн осуществил свои принципы в узкой сфере архитектурных шедевров, принадлежащих частным лицам. Здание Торгового дома братьев Елисеевых с театром и магазином было построено в 1902 — 1903 годах по проекту Г. В. Барановского. Сооружение на фоне классической архитектуры явно претендовало на роль нового акцента Невского проспекта. Своими витражами, скульптурами и роскошью отделки стиль здания был призван привлечь внимание потенциальных покупателей.

Сентябрь. В начале 1900-х годов художники и архитекторы впервые после долгого забвения открыли для себя неповторимую красоту старого классицистического Петербурга, ориентируясь на художественные формы итальянского, французского и немецкого Возрождения. Несмотря на близкие параллели в европейской архитектуре, НЕОКЛАССИЦИЗМ был специфически петербургским, опиравшимся на собственные традиции ”золотого века” в зодчестве невской столицы. Поэтому неоклассицизм правомочно назвать петербургским ренессансом.
В 1912 гг. архитектор Мариан Перетяткович всего за двенадцать месяцев возвел новое здание в формах итальянского Возрождения. В этом монументальном сооружении, облицованном серым гранитом, разместился Банкирский Торговый дом Вавельбергов.  Петербуржцы называли этот примечательный дом с двухъярусной аркадой  “Дворцом дожей на Невском”.



Октябрь. КОНСТРУКТИВИЗМ принято считать советским явлением, возникшим в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как  и любое явление, он не может быть ограничен рамками одной страны.
Здание эпохи конструктивизма — Дом технической учебы — было построено по проекту архитекторов  Гегелло и Кричевского в 1932 году как одна из составляющих так называемого ансамбля площади Стачек. К площади обращен закругленный торец дома, поднятый на бетонные столбы; ступенями расположенные окна отвечают аудиториям — амфитеатрам. Ленинградский конструктивизм в целом отличался от ортодоксального метода повышенным вниманием к художественной форме, смягчением чистой геометрии, тяготением к криволинейным очертаниям.

Ноябрь. С середины 1930-х годов идеология сталинской империи требовала монументального и представительского стиля, прообразы которого виделись в классике. Границей перехода от архитектурного авангарда и конструктивизма к СТАЛИНСКОМУ НЕОКЛАССИЦИЗМУ стал проект Дворца Советов, после завершения которого (с лета 1932 года) к строительству в СССР не принимался ни один проект, созданный в стиле строгого конструктивизма. Архитектурная политика того времени способствовала становлению классического монументального стиля. Завершение периода советского монументального классицизма произошло так же стремительно, т.е. «по команде» Постановления ЦК КПСС от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
«Дом пушнины» был построен на Международном (ныне Московском) проспекте в 1938 году по проекту московского архитектора Фридмана Д. Ф., который нарочито использовал в решении лицевых фасадов привычные элементы ордерной архитектуры итальянского Возрождения.

Декабрь. В недрах позднего модернизма конца ХХ века зародился ХАЙ-ТЕК, стиль, предпочитающий простоту форм и минимализм, антиисторичность и использование высоких технологий, широкое применение стекла, металла и, порой, жертвование функциональностью в угоду дизайну. Новое направление можно считать поэтичным завершением целой эпохи в архитектуре. Уже с 1980-х годов хай-тек подразумевает престижность, т.к. все здания очень дорогие. Их называют «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. 
Амбициозная башня «ЛАХТА ЦЕНТРА» в Петербурге, куда переедут структуры «Газпрома», будет введена в эксплуатацию в 2019 г. Здание высотой 462 метра, вызвавшее столько споров в архитектурных и общественных кругах, стало самым высоким в Европе.  Теперь, когда небоскреб уже стал частью ландшафта, наши современники оценивающе смотрят на  то, как он, опять же по Пушкину, “вознесся пышно, горделиво…” куда-то по направлению к будущему.

Читайте историю объектов в разделе:

История одного объекта: Магазин Купцов Елисеевых 
История одного объекта: Новая Голландия
Дом Вавельберга – «денежное палаццо» для северной Венеции
Какой Пассаж! Старейшему торговому центру Петербурга 170 лет
Никольский рынок. История одного объекта