Никольский рынок. История одного объекта.

15.03.2017
История Никольского рынка: указ 1782 года, неофициальная биржа труда, обжорный ряд, планы на перестройку 1910 года, советский период.


Никольский рынок появляется на карте Петербурга только в конце 18 века. Как свидетельствуют источники, вплоть до конца 1750-х годов эта местность была заболочена и оставалась без признаков жизни.
Прошло два с половиной столетия, и территория Никольского рынка вызывает интерес горожан именно тем, что признаков жизни она не подает пятнадцать последних лет.

Никольский рынок. Начало.

История торговли в Петербурге начинается практически сразу, как был построен город. Самый первый рынок в новой столице появился в 1705 году на Троицкой площади. Это был первый обжорный ряд. Через 5 лет он сгорел и был перенесен за Кронверк Петропавловской крепости и превратился в Сытный рынок. С 1716 г. за состоянием столичных рынков стала следить Коммерц-коллегия. К середине 18 века их было уже более 10-ти. Дальнейший  рост количества рынков в Санкт-Петербурге был обусловлен указом от 28 июня 1782 года «О строении рынков и лавок по частям столичного города Санкт-Петербурга», в котором, в том числе, говорилось:
 

Рынкамъ быть въ каждой части города въ мѣстахъ свободныхъ и удобныхъ назначаемыхъ на планѣ Оберъ-Полицеймейстеромъ по соизволенію Нашему, которые и построить но планамъ, каковые Нами утверждены для первыхъ двухъ частей и какія для прочихъ по положенію мѣста сдѣланы будутъ.
Въ сихъ рынкахъ развести лавки овощныя, мыльныя, мучныя, свѣчныя, сальныя, и восковыя, зеленныя, охотныя, куряіныя, мясныя, рыбныя, и прочія тому подобныя.
Мѣста для постоенія лавокъ въ сихъ новыхъ рынкахъ отводить мѣщанамъ и купцамъ преимущественно малоимущимъ, начиная съ 5 гилдіи, но никому болѣе одного мѣста не отводить.
 
К концу XVIII века столице появилось несколько новых рынков среди которых Круглый, Никольский, Андреевский, Ямской и Сенной.
История Никольского рынка напрямую связана с историей Коломны. Район Крюкова канала в то время начинают заселять купцы, которые были владельцами не только торговых учреждений того времени — лавок, лабазов и складов, но и доходными домами, расположенными на набережной. В 1787 году купечество Коломны пожелало «выстроить на Крюковом канале лавки с галереями по образцу старых гостиных дворов Санкт-Петербурга и торговых провинциальных русских городов». Однако, предложение купеческого сообщества было отклонено и  утвержден типовой проект, предполагающий строительство двухэтажного торгового здания с помещениями шириной по 4м, отделенными друг от друга каменными капитальными стенами.
Начинается строительство на участке, расположенном на Крюковом канале, недалеко от Фонтанки и Екатерининского канала. За счет близости рынка к судоходным путям, он в дальнейшем становится не только розничным, но и оптовым.
По современным меркам, рынок построили быстро – всего за один год. При строительстве не были задействованы средства государственной казны, Никольский рынок был построен на частные средства купцов.
Любопытно, что рынок первые 36 лет своего существования с 1789 по 1825 гг. назывался Очаковским, в связи с тем, что завершение его строительства совпало с датой взятия войсками Суворова города Очакова. В 1825 году здание сгорело, но его достаточно быстро восстановили. Именно тогда рынок получил название Никольский, в честь своего ближайшего «соседа» — Никольского Морского Собора.

Торговля.

Конечно, на Никольском рынке можно было купить мясо, овощи и рыбу, которая доставлялась сюда прямо с воды в так называемый «сельдяной ряд». На рынке также торговали гончарными и скобяными изделиями, дровами, стройматериалами, причем торговля шла и на баржах, шаландах и больших лодках, пришвартованных к берегам каналов. Но всё-таки особую славу этому месту принесла неофициальная биржа труда. Дело в том, что вплоть до отмены крепостного права напротив Никольского рынка, там, где Садовая улица сливается с набережной канала Грибоедова и где сейчас расположен живописный зеленый бульвар, находилась пыльная площадь, на которой происходила торговля крепостным людом. Позднее, уже в конце 19 века это место становится местом встречи наемных работников со своими будущими хозяевами и заказчиками. Здесь же нанимали дворников или домашнюю прислугу.
Историки делают предположение, что именно поэтому в 1880 годах на Никольский рынок с Сенной площади переехал «обжорный ряд». На небольшой площадке с 12-15 столам торговали  готовой горячей пищей для самых бедных слоев населения – клиентов сезонной биржи труда.
Петербургский журналист А.А. Бахтиаров в 1895 году описал жизнь Никольского рынка и биржи по найму люда.
Согласно его данным на летние заработки в столицу приезжало до 50 000 человек, основном это были мужики-крестьяне из внутренних губерний России. Те, кто не поступал сразу на работу,  шли  наниматься на Никольскую площадь.
Именно наемный люд а также бедняки столицы и были основными посетителями обжорного ряда. Обед в обжорном ряду обходился в 5 копеек (что эквивалентно 87-88 современных российских рублей) при том, что заработать чернорабочий в то время мог до 40 копеек (или 700 рублей) в день. Обед состоял из хлеба за 2 копейки (35 современных рублей) и щековины  с бульоном за 3 копейки (примерно 50 — 52 рубля). Торговля в обжорном ряду начинается рано утром в 6 часов и заканчивается к 10 часам вечера, пики  посещаемости приходились на обеденное время и на 8 часов вечера.
И не смотря на то, что торговля в обжорном ряду называлась «копеечная», ежедневно средняя выручка одной такой точки «общепита» составляла в районе 10 рублей (то есть около 17  500 современных), а весь обжорный ряд, состоящий из 10 торговых точек торговал в Петербурге на сумму около 100 рублей (что соответствует объему 175  000 современных рублей). Если же учитывать продажи хлеба, то выручка составляла около 125-130 рублей (приблизительно 219 – 227  500 российских рублей) ежедневно.

Никольский рынок 20 век.

О перестройке рынка впервые задумались не в конце, а в начале 20-го века. В 1910 году архитекторы Л. Н. Бенуа, М. М. Перетякович и инженера путей сообщения Ф. Е. Енакиев создали проект по преобразованию городского центра, в который  были включены и исторические корпуса Никольского рынка. На месте Крюкова канала предполагалось разбить городской проспект-бульвар, сам рынок намечалось капитально перестроить, сделать более современным. Данный проект был отклонен в Думе большинством голосов.
В любом случае, даже если бы рынок перестроили уже тогда, свои коррективы в его существования внесла история. Первые послереволюционные годы шла борьба с частной торговлей и рынки закрывались как рассадники спекуляции.
В начале 30-х годов помещения рынок теряет свою торговую функцию, здание занимают два госпредприятия: «Металлштамп» и «Эмальпосуда». Уже тогда начинаются первые ремонтные работы (были заложены кирпичом входы с улицы, в подвалах проложили коммуникационные сети), которые приводят к полной блокаде строительных секций и нарушению ранее предусмотренной естественной вентиляции помещений.

Автор: Сокирко Виктор
Но самый большой ущерб зданиям был причинен после того, как в послевоенное время площади  Никольского рынка занимает другое предприятие — «Металлопосуда». После его выезда с территории рынка в 90-х годах экспертами был оценен ущерб, нанесенный сооружению, газета «Невское время» писала, что износ металлоконструкций здания составил практически 100%. «Главные разрушения спровоцировали испарения от оставленных стеклянных канистр с кислотами, многие из которых были разбиты. Не улучшило состояние здания и брошенное гальваническое производство, занимавшее площадь около 200 квадратных метров, очистной отстойник, 15-тонные емкости с мазутом».Всё это произошло несмотря на то, что впервые бывший Никольский рынок был взят под охрану государства еще в 1960 году. Встал вопрос о дальнейшей судьбе рынка.
Зданию попытались вернуть функцию торгового учреждения, разместив на территории небольшие магазинчики и склады, но мера была временной, и с 2007 года территория Никольского рынка закрыта на реконструкцию.
В настоящее время специалисты ООО «Ай Би Девелопмент оказывают услуги строительного контроля в ходе продолжающихся общестроительных работ, работ по реставрации исторических корпусов и по прокладке новых инженерных систем.