История одного объекта: Новая Голландия

29.07.2018
Петербуржцы являются свидетелями того, как бывшая промышленная зона превращается в центр современной культуры и городскую зону отдыха. За рубежом подобная практика существует уже давно. В Северной столице реконструкция Новой Голландии – первый масштабный проект такого рода.
Петербург – морские ворота петровской империи. Во времена Петра I новый город – это по сути большая стройка военного времени. Строилась не только новая столица, строился флот.  Уже через год после закладки города левый берег Невы превратился в большую верфь, началось строительство Адмиралтейства. Материалы для строительства кораблей удобнее всего было доставлять по воде, в связи с этим на Адмиралтейской стороне появились Крюков и Адмиралтейский каналы, соединившие Неву и Мойку. Так искусственно образовался остров, который получил название Новая Голландия.
Версия названия такова: местность была сильно похожа на голландские верфи, колорита добавляли подъемные мосты (как в Голландии) и иностранная речь.
Остров тут же был приспособлен под склады для корабельного леса и мастерские. Но примечательно, что в центре Новой Голландии  по приказу Петра I выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» — «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья. Это было место отдыха для государя.

Новая Голландия: было

При Петре I все постройки Новой Голландии были деревянными, строительство из кирпича началось только в середине XVIII века, когда деревянные сараи начали разрушаться. В это же время появился и канал, разделивший остров на две части. Новые склады, взамен обветшавших, строили по проекту Саввы Ивановича Чевакинского.
Архитектор представил Адмиралтейств-коллегии проект складов, в которых лес хранился бы не навалом, как прежде, а вертикально, с небольшим наклоном к стене сарая. Такой способ увеличивал циркуляцию воздуха, предотвращал гниение и был более удобен для отбора бревен. Кстати, именно этот способ хранения леса назывался «голландским». Склады по проекту Чевакинского представляли собой галереи по периметру острова, соединенные над водой арками. Проект утвердили.
Но Чевакинский попадает в немилость с приходом к власти Екатерины II. Проект был передан Жану Батисту Валлен-Деламоту, стороннику классических форм. Французский архитектор берет руководство над строительством в свои руки, и Новая Голландия получает складские корпуса из красного кирпича, рассчитанные на хранение леса для 15 кораблей. С учетом различных габаритов бревен, которые должны были храниться вертикально, склады строились различной высоты – со стороны Мойки склады поднимаются ритмичными уступами. Для доставки леса внутри Новой Голландии вырыли обширный бассейн с двумя протоками – в Мойку и Крюков канал.



Над каналом, соединяющим внутренний бассейн с Мойкой, возвели уникальную арку. Она предназначена выполнять не только декоративные функции, но и механические – гасить давление на торцевые стены складов опирающихся на них бревен. В итоге арка стала самым запоминающимся символом Новой Голландии. Сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита, из блоков которого сложены колонны тосканского ордера, придает арке монументальность. Ее высота составляет 23 метра, а ширина пролета — около 8 метров.

В конце 20-х годов XIX века в незастроенной западной части Новой Голландии была отведена территория для постройки военной тюрьмы. Два восстания – Семеновского полка (1820 г.) и восстания декабристов (1825 г.) – послужили поводом к реализации данного проекта, который  выполнил архитектор Военного ведомства Александр Егорович Штауберт. Проект был утвержден в апреле 1828 г., а уже через год на территории Новой Голландии было построено кольцеобразное трехэтажное здание с внутренним круглым двором.
Сам архитектор называл свое детище «башней», но в городском фольклоре здание получило еще одной «имя» — «бутылка», и, если верить преданию, выражение «не лезть в бутылку», связано с этим петербургским топонимом. 



Первый этаж тюрьмы занимали охрана, арестантская кухня, пекарня и кладовые. На втором и третьем этажах были камеры, рассчитанные на размещение 500 заключенных. В «бутылке» для заключенных моряков была введена прогрессивная система: отбывая наказание, они осваивали новую профессию и получали зарплату, которая выдавалась перед освобождением. В камерах заключенные только ночевали.
Вблизи тюрьмы на берегу Мойки в 1840-х гг. был построен трехэтажный дом коменданта Новой Голландии. Чуть позже, в середине XIX века в той же части острова по проекту военного инженера Михаила Пасыпкина выстроили кирпичную кузницу на месте старой кузни, заложенной еще при Петре I.

Новая Голландия долгое время оставалась объектом морских военных ведомств и сыграла значительную роль в развитии военного отечественного кораблестроения.
В конце XIX века на острове, с одобрения Дмитрия Ивановича Менделеева, была оборудована специальная лаборатория для работ по испытаниям бездымного пороха. В состав лаборатории входила и… «комната для взрывов». Тогда же, по инициативе того же Менделеева на территории пруда, который был на острове, был выстроен первый в России и шестой в мире «опытовый бассейн» — лаборатория для испытаний и исследований моделей кораблей. «Опытовый бассейн» действовал под руководством академика Алексея Николаевича Крылова, основоположника теории корабля. Он возглавлял исследования, связанные с теорией плавучести корабля, проводившиеся в бассейне в 1900-1908 гг. С 1910 по 1914 год здесь испытывали практически все модели российских кораблей и подводных лодок: линкоры «Севастополь» и «Императрица Мария», крейсеры «Измаил», эсминцы «Новик», подводные лодки «Барс», а также гидросамолеты.

В 1915 году в Новой Голландии оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба, прославившуюся в том числе и тем, что с ее помощью в ноябре 1917-го большевики вели информационную войну с генералом Красновым.


Новая Голландия, 1987 год. Фотография Волкова Алексея Сергеевича.

В советские годы на территории Новой Голландии находились склады Ленинградской военно-морской базы.  Все годы своего существования остров был закрыт для посещения, что породило немало городских мифов и легенд. Совершенно очевидно, что не может закрытая территория в центре города существовать просто так. Например, считалось, что Новая Голландия – сердце масонской организации, якобы на некоторых кирпичах можно найти знаки этого тайного общества. Ну а там, где масоны – там и спрятанные сокровища. А пока территория была заброшена, горожане и туристы ходили к Новой Голландии «посмотреть на бобров» — эти животные облюбовали себе место под насыпью и их не смущали ни масоны, ни другие легенды.

Новая Голландия: стало

За века город вырос, и некогда промышленная зона географически оказалась в самом центре современной культурной столицы. Встал вопрос о превращении некогда большой промышленной территории в новое городское пространство с условием сохранения уникальных построек. Еще в 1970-х годах появились проекты превращения острова в культурный центр. Через 20-ть лет, в 1990 году вернулись к одному из таких проектов архитектора Вениамина Фабрицкого. Этот проект предполагал размещение в отреставрированных зданиях учреждений культуры, среди которых – филиалы Мариинского театра и БДТ, художественные студии, а в центре острова – площадки для музыкальных представлений. Главным условием проекта был вывод военных с острова, что на тот момент не произошло, от идеи преобразования пришлось отказаться.
Через несколько лет, в 1997 году художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев обратился к президенту России Борису Ельцину с просьбой рассмотреть возможность реконструкции Мариинского театра, включив в комплекс театральных зданий Новую Голландию. Такой проект был выполнен американским архитектором Эриком Моссом. В его проекте также сохранялись все исторические постройки. Но в конкурсе проектов реконструкции Маринки он не выиграл.


Проект Нормана Фостера

Военные покинули остров в конце 2004 года, в феврале 2006 года подвели итоги тендера на реконструкцию территории Новой Голландии. Наиболее удачной была признана концепция английского архитектора Нормана Фостера: на территории планировалось построить культурный центр площадью 180 тыс. кв. м с помещениями под офисы, магазинами, гостиницами, галерей  искусств, подземным паркингом. Архитектурной доминантой проекта должен был стать Дворец Фестивалей площадью 16,3 тыс. кв. м с концертным залом и открытым амфитеатром. Новую Голландию должен был накрыть стеклянный купол. В реконструкцию предполагалось вложить 319 млн. долларов и завершить ее за три года.

Тендер на выполнение работ выиграла компания ООО «СТ Новая Голландия». Однако в процесс преобразования острова вмешался экономический кризис. Работы по реконструкции были остановлены.
В 2010 году состоялся новый конкурс для инвесторов, в котором участвовали компания ООО «Меридиан» и компания Романа Абрамовича «Новая Голландия девелопмент». Ставки заметно увеличились: первая компания предложила вложить в реконструкцию 10,7 млрд рублей, вторая — 12 млрд.
Проекты оценивались по четырем критериям: объему инвестиций, ценности, срокам и объемам окупаемости. В результате победила компания Романа Абрамовича, которая обошла соперника, предложив больше денег и меньший срок окупаемости — 14 лет против 17. Весной 2011 года компания победитель объявила о конкурсе архитектурных проектов. Его выиграла студия WorkAC.



В июле 2011 года впервые за триста лет комплекс открылся для посетителей в рамках сезонного проекта «Лето в Новой Голландии».
Сейчас жители города являются свидетелями того, как бывшая промышленная зона превращается в центр современной культуры и городскую зону отдыха. За рубежом подобная практика существует уже давно. С недавних пор подобные проекты стали реализовываться и в нашей стране, например, «Красный Октябрь», «Винзавод», «Фабрика Станиславского» и другие комплексы в Москве. В северной столице реконструкция Новой Голландии – первый масштабный проект такого рода.



Во всех подобных случаях самую непростую задачу решают архитекторы и дизайнеры проекта: как вдохнуть новую жизнь в старые стены… От идеи строительства новых зданий на острове отказались в пользу идеи создания парковой зоны, а все коммерческие площади было решено разместить в реконструированных исторических постройках. При этом девелопер не просто ведёт бизнес, но и полностью курирует новое городское пространство: отбирает арендаторов, формирует программу культурных событий и контролирует целостность концепции.
С осени 2011 года на объекте «Ансамбль Новая Голландия» начались работы по консервации и устранению аварийности на всех исторических корпусах острова. ООО «АйБи Девелопмент» в рамках консультационного договора с ООО "Новая Голландия Девелопмент" сопровождало подготовку к выполнению этого комплекса мероприятий, а именно: контролировало разработку проектной документации, рассмотрение и согласование проекта в КГИОП, осуществляло  подготовку к началу консервативных и противоаварийных мероприятий на исторических объектах. 

Читайте также:

Никольский рынок. История одного объекта
Дом Вавельберга – «денежное палаццо» для северной Венеции
Кадетский Ракетно-Артиллерийский Корпус. 210 лет военного образования