Медицинские моллы: клиники вместо бутиков

27.05.2021
Когда рыночная ситуация заставляет управляющих и владельцев торговых центров искать новые форматы, идея создания центра, где разместятся медклиники вместо бутиков, может оказаться более, чем актуальна.

Медицинские моллы. Начало

Первые медицинские моллы появились 20 лет назад в США, и сегодня в стране насчитывает более 50 многофункциональных медицинских центров (ММЦ). Все они отличаются друг от друга, но оказалось, что формула розничного торгового центра, когда похожие продукты и услуги предоставляются посетителю в одном месте,  хорошо применима и в отрасли здравоохранения.


Один из первых американских медицинских центров был создан в 1995 году в Джексоне, штат Миссисипи, на месте первого торгового центра Джексона. Когда торговый центр пришел в запустение, местный доктор Аарон Ширли, бывший директор проекта крупнейшего общественного центра здоровья Миссисипи, задумал превратить уже не существующий торговый центр в современное медицинское учреждение, которое обеспечило бы качественное медицинское обслуживание для местные жители.
В торговом центре Jackson Medical Mall площадью 79 000 кв. м в настоящее время находится клиника Департамента здравоохранения округа Хиндс, а также многочисленные специализированные клиники Медицинского центра Университета Миссисипи, включая кардиологию, акушерство, гинекологию и онкологию, а также клинику Программы защиты здоровья штата Миссисипи. В духе настоящего торгового центра здесь также есть бакалейные лавки, рестораны, салоны красоты, обувные магазины и отделения банков.


В 2009 году Университет Вандербильта отремонтировал торговый центр One Hundred Oaks Mall и переместил специализированные клиники на 41 000 кв. м на первом этаже. При регистрации пациентам выдается пейджер, аналогичный используемому в ресторанах, что позволяет им в ожидании приема посещать магазины и рестораны, расположенные на втором и третьем этажах. На «медицинском» этаже представлены более 20 специализированных клиник.

Что такое розничный многофункциональный медицинский центр 


Выбирая формат «розничного» медицинского центра, крупные больницы могут отремонтировать существующий торговый центр, который, в идеале, находится недалеко от основного здания. При этом не нужно вкладываться в дорогостоящую реконструкцию, достаточно завести новое оборудование и можно начинать прием больных.  Новое учреждение может предлагать амбулаторную помощь и диагностику в одном месте в непосредственной близости от больницы и обеспечивать более гибкий набор медицинских услуг.
Для пациентов кластеризация медицинских услуг означает возможность получить несколько медицинских услуг за одну поездку и сократить время пребывания в больнице, поскольку больше услуг может быть оказано амбулаторно. Дополнительным преимуществом является то, что пациенты могут делать покупки, когда приходят на лечение.
Предлагая удобную и эффективную альтернативу отделениям неотложной помощи и стационарам для лечения, концепция торгового центра может сыграть роль в снижении затрат на здравоохранение и потенциально замедлить рост страховых взносов. Модель Medical Mall предлагает больницам, частнопрактикующим врачам и специалистам, а также разработчикам новый рынок.


До недавнего времени медицинские услуги, доступные в розничных точках, были довольно простыми — например, офтальмологическая помощь, вакцины и профилактические обследования, — но список услуг значительно расширяется и включает онкологию, специализированную помощь и ведение хронических заболеваний. Например, онкологический институт Даны Фарбер скоро откроет амбулаторное учреждение площадью 3 200 кв.м в торговом центре в Массачусетсе. На противоположном побережье в торговом центре Mission Viejo в Калифорнии вскоре появится Институт профилактики, лечения и оздоровления рака площадью 9 700 кв. м.


В США Закон о здравоохранении создал более 22 миллионов потребителей, которые теперь имеют возможность сравнивать затраты и услуги по нескольким различным каналам. А поскольку эти миллионы потребителей покупают медицинские и сопутствующие услуги, они сравнивают стоимость и ищут выгоды. В том числе, местоположение.
Торговые центры с более продолжительными часами работы, чем обычные врачебные кабинеты, и более низкими тарифами, предлагают большому количеству пациентов доступ к широкому спектру медицинских услуг, а также возможность посещения врача без предварительной записи. Фактически, согласно опросу, проведенному NRC Health, 80% пациентов меняют поставщика только на основании факторов удобства.
Когда клиники переезжают в торговые центры, это не только хорошо для поставщика медицинских услуг. Другие арендаторы получают выгоду от увеличения посещаемости, роста продаж, улучшения перекрестных продаж, узнаваемости бренда и улучшения общего качества обслуживания клиентов. Их покупателями могут стать не только пациенты, но и врачи, медсестры и технические специалисты, работающие в системе здравоохранения.

Первый российский медицинский молл


Когда мы готовили этот обзор, в российских СМИ появилась новость о том, что в 2022 году в Сколково на территории международного медицинского кластера (ММК) появится первый в России медицинский молл. Там разместятся филиалы крупных иностранных клиник, которые будут предлагать собственные схемы лечения, в том числе для онкобольных.
Проект медицинского молла в Сколково  — Медицинского Многофункционального Центра — находится в стадии реализации, возведение объекта уже начато.
Генеральный директор Фонда Международного медицинского кластера, Ильдар Хайруллин в интервью изданию «Коммерсантъ. Здравоохранение» рассказывает:
«Нахождение в одном здании будет комфортным для всех участников Медицинского Многофункционального Центра. Каждая клиника будет иметь свой вход, а адаптивные архитектурные решения здания позволят перепрофилировать любые части здания, не затрагивая работоспособность смежных частей. В рамках ММЦ клиники смогут увеличивать свои мощности, перепрофилировать и внедрять новые медицинские технологии.
Здание не будет похоже на привычную клинику: через всю длину здания будет проложен «променад», многоуровневый атриум и просторный холл, создающий ощущение молла, а не медицинского объекта. Плюс ко всему медицинский молл станет частью прогулочного маршрута по «исцеляющим» садам ММК.
Функционал медицинского молла будет организован по принципу совместного использования общих сервисов для клиник — лучевая диагностика, лаборатория, эндоскопия и др. Таким образом, для них снизятся операционные расходы, что сделает участие клиник в проекте ММК еще более привлекательным».
Открытие первого московского медицинского молла запланировано на 2022 год.

в 2020 году компания «АйБи Ритейл», входящая в холдинг «АйБи ГРУПП», в рамках развития концепции ТК ЭКОПОЛИС premium, открыла на 2-м этаже торгового комплекса Клинику инновационной косметологии GEN 87. 

Читайте также:

В ТК ЭКОПОЛИС premium открылась Клиника инновационный косметологии GEN87
Торговая недвижимость: 5 идей для привлечения покупателей
Новые технологии в ритейле