История одного объекта: Особняк Гамбса

28.03.2021
Итальянская улица, обычный особняк необычного мастера, Остап Бендер и двенадцать стульев эпохи Александра Второго.

Итальянская улица


Улица Итальянская – одна из старых улиц Петербурга. Небольшая по протяженности, всего 920 метров, она находится в самом центре города, параллельно Невскому проспекту. Начинается от набережной канала Грибоедова, заканчивается у набережной реки Фонтанки.
Название ее – одно из старейших в городе. Более 280 лет назад улица получила свое имя по находившемуся тогда рядом Итальянскому саду с Итальянским дворцом. Сад занимал все пространство, ограниченное Мойкой, Глухой речкой (ныне канал Грибоедова) и современной Садовой улицей, и существовал вплоть 20-х годов XIX века, когда Карл Росси создал на его месте Михайловскую площадь (площадь Искусств) с Михайловским дворцом, в котором сейчас размещается Русский музей. Остаток Итальянского сада можно посетить и сейчас – это нынешний Михайловский сад.



Концентрация известных домов на этой улице может поспорить разве что с самим Невским проспектом:
  • Дом коллегии иезуитов — дом №1
  • Особняк М. А. Горчакова — Здание товарищества нефтяного производства «Братья Нобель» — дом №2
  • Дом Жако — Дом П. В. Дашкова — Кабаре «Бродячая собака» — дом №4
  • Гостиница «Европейская» — дом №7
  • Здание Общества взаимного кредита уездного земства — Офис компании «МТС» — дом №8
  • Дворянское собрание Большой зал Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича  — дом №9  
  • Дом Лазаревых  — «Палас-театр», Театр музыкальной комедии — Дом № 13
  • Театр им. В. Ф. Комиссаржевской — Дом № 19
  • Дом с четырьмя колоннадами – Дом №23
  • Дворец Шувалова –  Дом № 25
  • Санкт-Петербургское Благородное собрание (Дом радио)  — Дом № 27
Нас же интересует дом №17 — Особняк Гамбса.

Обычный дом необычного человека


Чаще всего мы рассказываем историю объекта – как был задуман, как строился, что особенного и необычного в архитектуре, интерьерах. Как здание менялось со временем в зависимости от своих хозяев и функций.
С особняком Гамбса другая история – здание было построено в начале XIX века  автор не установлен.  До 1799-1800 г.  дом принадлежал австрийскому дворянину Антону Венкеру фон Данкеншвейлю, модному петербургскому портному, который заработал порядочное состояние, в том числе владел двумя домами – на Невском проспекте, 46 и Итальянской улице, 17. Его дочь Шарлотта Антоновна в 1799 г. вышла замуж за Генриха Даниэля Гамбса (1764-1831) и поселилась с мужем на Итальянской, 17. И в историю Петербурга дом войдет как «Особняк Гамбса», здесь семья прожила без малого 30 лет, здесь же расположился магазин Гамбса. Супруги воспитали трёх сыновей. Старший, Петер, продолжал дело отца до 1850-х гг. 
Первая перестройка здания состоялась в 1836 году, в дальнейшем здание перестраивалось в 1850-1860-х годах, в связи с изменением функции – из жилого особняка здание превратилось Центрального управления Главного общества российских железных дорог.
В советское время с 1934 года в доме  размещался Институт нацменьшинств Запада (Ленинградское отделение), а с  1935 года Институт агитации имени Володарского. Это был коммунистический ВУЗ областного масштаба. В этом же здании в разные годы находились Сельскохозяйственный техникум, Научно-исследовательский институт полярного земледелия, животноводства и промыслового хозяйства. 
В биографии дома ничего особенного нет, а вот биография мастера Гамбса – это удивительное приключение иностранца в России.
Если Вы думаете, что ничего не знаете об этом человеке, то Вы глубоко ошибаетесь. Благодаря всеми любимому произведению И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», Вы знаете о мастере Гамбсе самое главное: «… Десять стульев из дворца. Ореховые. Эпохи Александра Второго. В полном порядке. Работа мебельной мастерской Гамбса».
Генрих Гамбс – самый известный мебельный мастер дореволюционной России, а «гамбсова мебель» – это понятие нарицательное, которое использовали, когда было необходимо сказать о качественной и хорошей мебели.  Иметь  в доме мебель от Гамбса – это значит быть ценителем качества, высшей формы эстетического исполнения, комфорта, моды и престижа.

Генрих Гамбс — механик «всяких мебелей»


Традиционно российский двор заказывал мебель у европейских мастеров. Особенно ценился Давид Рёнтген из Нейвуда. Среди его заказчиков были королевские дома Франции и Германии. Генрих Гамбс был учеников Рёнтгена и по счастливому стечению обстоятельств сопровождал учителя в его поездке к российскому императорскому двору в 1790 году.
Быть одним из многих у себя на родине, или единственным в России? Молодой и амбициозный Генрих Гамбс однозначно ответил на этот вопрос и остался в чужой стране. Как покажет история, он не прогадал.
В марте 1795 года как купец 2 гильдии Гамбс (сам мастер называл себя «механиком») открыл на Фонтанке, недалеко от Калинкина моста, мебельную мастерскую, средства для создания которой ему предоставил австрийский купец Ионафан Отт, бывший некоторое время совладельцем предприятия. В ноябре того же года мастер открывает свой собственный магазин в центре столицы, на Невском проспекте, о чем сообщает в «Санкт – Петербургских ведомостях»: «Механик Гамбс, обучавшийся своему художеству у Давида Рёнтгена в Нейвиде, честь имеет известить почтенную публику, что он открывает сего ноября 22-го числа по Невскому проспекту, против Казанской церкви в доме г. Еропкиных под № 297 магазин для продажи всяких мебелей…»
Пока Екатерина II продолжала сотрудничать с Рёнтгеном, Гамбс начинает работать для «малого двора» — великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны.
За время деятельности фирмы были выполнены заказы по изготовлению предметов меблировки для интерьеров Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца, Нового Эрмитажа, Арсенального каре Гатчинского дворца, отдельных заказов Двора и частных заказов русской аристократии.
В 1807 году, после многолетнего пребывания в России, уже обзаведясь семейством, сорокадвухлетний Генрих Гамбс получает российское подданство, а в 1810 – титул «Придворного механика». К этому времени позиции его мастерской прочны и основательны – конкурентов у мастерской нет, поскольку в мебельном деле столицы, да и России в целом Гамбсу нет равных

Утром деньги – вечером стулья!


Гамбсовский мебельный гарнитур стал «главным героем» романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Но в литературе гамбсовская мебель встречалась и раньше. Огромное количество мебели фирмы Гамбс разошлось по российским домам и усадьбам. В гамбсовых креслах дремали герои Пушкина да и сам Александр Сергеевич. Его собственное кресло до сих пор можно увидеть в музее-квартире на Мойке,12.

 «Покойный г. Гамбс был отличный художник в своем роде. Мебели его славились красотою и прочностью. Все, что было изобретено нового в Европе, немедленно появлялось в его магазине. В память любви к своему ремеслу, он оставил несколько механических бюро с музыкою и с множеством потайных ящиков, открывающихся и закрывающихся при подавлении одной сокрытой пружины».
Ф.В. Булгарин: Петербургские записки. Толки и замечания сельского жителя (прежде бывшего горожанина) о Петербурге и петербургской жизни 

«Комната мне показалась очень хорошо меблированной: два кресла красного дерева, с подушками из зеленого сафьяна, называемого Гамбс, по имени изобретателя, диван, обтянутый зеленым сафьяном, три стола, покрытые зеленым сукном, ширмы, графин с холодною водою и флакон одеколона, который заставил меня улыбнуться».
П. П. Вяземский. Письма и записки Оммер де Гелль 

 «Брат его сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь. Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки».
И. С. Тургенев. Отцы и дети

«Да кто же требует, чтоб они уставляли комнаты гамбсовской мебелью, а стены увешивали произведениями отличных художников?»
И. А. Гончаров. Письма столичного друга к провинциальному жениху

Эксперты говорят, что для самого Гамбса стулья – не самый характерный предмет. Его визитная карточка – это различные бюро, шкафы, столы – так называемая корпусная мебель. Вся мебель Гамбса – ручной работы, позднее более простые детали изготавливали на примитивных станках.
Мебель Гамбса, изготавливаемая по индивидуальным заказам отличалась сложностью механизмов. 
Секретер со встроенным креслом, сейфы, потайные выдвижные ящички, встроенные музыкальные шкатулки.
В декоре, наряду с фанеровкой экзотическими сортами дерева, использовались авторская художественная бронза, мрамор, расписное стекло, в том числе, «эгломизе» (eglomise) — расписными вставками из стекла с амальгамой (сплав ртути с другими металлами) , фарфор, просечной металл, тисненая кожа.
Кстати, в фирме Гамбса ситуация была как раз обратная известному изречению «Утром деньги – вечером стулья!»– работы для двора оплачивались не вперед, и даже не по факту – а только через год, когда мебель выдерживала гарантийный срок. Зарабатывал Гамбс на производстве упрощенных массовых копий.
Эпидемия холеры в 1831 году уносит жизнь Генриха Гамбса, но его дело успешно продолжают сначала сыновья, Петр и Эрнест, потом внук Петр.  Конец славной династии приходится на правнуков Генриха Гамбса. Не справившись с налаженным фабричным производством и подделками, мастерская перестает существовать ко второй половине XIX века.


В 2000 году на Итальянской улице был открыт памятник Остапу Бендеру. Но напрасно искать его возле дома № 17. Посидеть на знаменитом стуле и потереть нос на удачу «великому комбинатору» можно возле дома Жако на Итальянской,4. Остап Бендер появился на Итальянской улице не потому, что когда-то на ней жил мастер Гамбс, а потому, что в доме №4 на тот момент размещался ресторан «Золотой Остап». Ресторана уже нет, памятник остался, есть мнение, что он не вполне уместен в исторической части города, но ни в одном путеводителе не упоминается, что автор знаменитой мебели 30 лет прожил на той же улице, в 300-х метрах от бронзового авантюриста и знаменитого стула. Так что, нахождение его на Итальянской улице вполне уместно и закономерно.

Специалисты компании ООО «АйБи Девелопмент» оказывали услуги Строительного контроля в ходе масштабных работ по реконструкции здания. 


Читайте также:
История одного объекта: Михайловский театр
«Пассаж на Невском»: новая жизнь старейшего торгового центра
История одного объекта: Магазин Купцов Елисеевых