История первого офиса

27.05.2022
Первый офис, в отличие от первого торгового центра, не имеет ни точной даты открытия, ни конкретного авторства.

Офисы Древнего Рима


Но история его возникновения уводит нас далекое время. Возможно, даже в Древний Рим, где существовали торговые лавки, правительственные учреждения, где развивались культура и науки. Всё это предполагало наличие договоров, учетных книг, документов государственного значения. Развитие хозяйственных отношений в Древнем Риме обусловило издание законов, которые регулировали эти отношения. Возникло римское право – одно из величайших достижений древности. Благодаря законам, сделки приобрели обоснование и защиту, а бухгалтерские документы могли использоваться в качестве доказательства в суде. Юристы, чиновники, архивариусы, счетоводы  Древнего Рима были первыми работниками умственного труда. В качестве носителей информации римляне использовали дерево (прежде всего, в силу высокой стоимости папируса), а также керамические пластинки – «черепки». Хранились таблички в так называемом таблинуме (tablinum, в буквальном переводе – «дом табличек»), являющегося прообразом современного архива.


В 79 году до н.э. в Риме был построен Табуларий  (Tabularium). Это сооружение примыкало к Форуму и являлось центральным хранилищем для документов со всей Республики. В ведении правительства также находился Аэрариум (Aerarium) – отдельный архив под юрисдикцией государственного казначея для документов магистратов и других государственных чиновников. Табулариумом управляло в общей сложности 14 квасесторов (quasestores) и в период Республики свободный доступ к архивам предоставлялся каждому гражданину Рима.
Именно в Риме времен Империи была сформирована первая в истории Западной  цивилизации «общегосударственная» система делопроизводства.
«Офисы» были частью дворцового комплекса или большого храма.
 Обычно это была комната, где хранились свитки и писцы делали свою работу. Древние тексты, упоминающие о работе писцов, намекают на существование таких «канцелярий».  Привычно такие комнаты называют «библиотеками», потому что свитки часто ассоциируются с литературой. На самом деле, это были настоящие конторы, поскольку свитки предназначались для ведения записей и других управленческих функций, таких как договоры и эдикты, а не для написания или хранения поэзии или других художественных произведений.

Офисы Средневековья


После падения Империи наступает время Средневековья – расцвет монастырей, католических орденов, а также европейской торговли. 
Разделение частной и деловой жизни в средние века еще не существует: монахи трудятся над рукописями у себя в кельях; юристы, нотариусы, чиновники и правители принимают посетителей в залах и кабинетах своих домов.
С развитием торговли и ростом благосостояния в европейских городах появляются биржи — места оптовой торговли и сопутствующего делопроизводства. А в монастырях строятся библиотеки и скриптории, где одновременно могут работать сразу много людей. Но до появления офисов в современном понимании пройдет еще несколько веков.


Скрипторий изобретен как место для письма в позднее Средневековье, в 15 веке. Монахи создали «Скрипториум», письменный стол, похожий на кабинку, предназначенный для копирования рукописей. Его название буквально переводится как «место для письма».
«Посетить» такой скрипторий, мы  можем  вместе с героями средневекового детектива Умберто Эко «Имя розы»:
 «… мы вступили в скрипторий из северной башни, и я вскрикнул от восхищения. Второй этаж не был разгорожен, как нижний, и открывался взору во всей поместительности. Гнутые вольты, не слишком большие (меньшие, чем в церкви, но более высокие, чем в любой виденной мною капитулярной зале), укрепленные мощными пилястрами, замыкали пространство, залитое изумительным светом от трех огромных окон в каждой большой стене и от малых окошек в каждой из пяти граней каждой угловой башни. Еще восемь вытянутых высоких окон, выходивших во внутренний восьмиугольный колодец, давали дополнительное освещение.


… Антиквары, библиотекари, рубрикаторы и изыскатели сидели каждый у собственного стола, по одному столу под каждым из окон.
Самые светлые места были отданы антикварам, лучшим миниатюристам, рубрикаторам и переписчикам. На столах было все, что служит переписыванию и иллюстрированию: рожки с чернилами, тонкие перья, которые тут же чинили острейшими ножами, пемза для лощения пергамента, правильцы для графления строк. У писцов под рукою, на гребнях покатых столешниц, были подставки, державшие переписываемые тома в открытом виде с помощью особых пластин, указывавших нужную строку. Были на столах чернила и золотые, и иных цветов. А некоторые монахи не писали, а только читали и делали заметки в тетрадях или на дощечках».


Средневековые иллюстрации, такие как картины или гобелены, часто изображают людей в их личных кабинетах, занимающихся делопроизводством или пишущих на свитках пергамента. Все виды письменности, казалось, были смешаны в этих ранних формах «офисов». До изобретения печатного станка и его распространения часто существовала очень тонкая грань между частным кабинетом и частной библиотекой, поскольку книги читались или писались в одном и том же пространстве за одним и тем же столом или столом, а также общий учет и личные или частные письма также делались там.
На структуру и форму офиса влияют как управленческая мысль, так и строительные материалы, и технический прогресс и эволюция носителей информации. Слово «офис» происходит от латинского officium и его эквивалентов в различных, главным образом романских, языках. Officium не обязательно был местом, а скорее часто мобильным «бюро» в смысле человеческого персонала или даже абстрактного понятия формальной должности, такой как магистратура. 
Именно в 13 веке английская форма слова впервые появилась при упоминании должности, связанной с обязанностями.  Джеффри Чосер, по-видимому, впервые использовал это слово в 1395 году для обозначения места, где осуществляется бизнес в Кентерберийских рассказах.


Поскольку меркантилизм стал доминирующей экономической теорией эпохи Возрождения, торговцы, как правило, вели свой бизнес в одних и тех же зданиях, которые могли включать розничные продажи, складирование и канцелярскую работу. В течение 15-го века плотность населения во многих городах достигла такой степени, что отдельные здания использовались торговцами для ведения своего бизнеса, и развивалось различие между церковью, правительством / военными и коммерческими зданиями.
Поворотный момент в истории офисов пришелся на 17 век. Тогда в Амстердаме, Лондоне и Париже представители новых профессий, таких как юристы и госслужащие, начали работать в конторах.

Первые офисные помещения

С ростом крупных, сложных организаций, таких как Королевский флот и Ост-Индская компания в 18 веке, были построены первые офисные помещения. Старое адмиралтейство (здание Рипли) было построено в 1726 году в виде трехэтажного П-образного кирпичного здания и стало первым специально построенным офисным зданием в Великобритании. Помимо офисов, в здании располагались зал заседаний и апартаменты для лордов Адмиралтейства. В 1770-х годах многие разрозненные офисы Королевского флота были собраны в Сомерсет-Хаус.


Ост-Индский дом был построен в 1729 году на Лиденхолл-стрит как штаб-квартира, из которой Ост-Индская компания управляла своими индийскими колониальными владениями. Это второе настоящее офисное здание в Европе: нарядное помещение с просторными залами для проведения торгов, отдельными кабинетами начальства, переговорными и садом. Компания разработала бюрократическую систему, которая требовала тысяч офисных сотрудников для обработки необходимых документов  и требовала, чтобы все сотрудники ежедневно входили и выходили из центрального офиса. В 1986 году на этом месте возвели офисный центр Ллойдс (Lloyd's of London) в стиле хай-тек.
По мере усиления промышленной революции в 18 и 19 веках резко возросли масштабы и сложность банковских, железнодорожных, страховых, розничных, нефтяных и телеграфных отраслей. Для ведения бизнеса требовалось все большее количество клерков для обработки заказов, учета и подачи документов, а для размещения этих видов деятельности требовались все более специализированные офисные помещения. 
Относительно высокая цена земли в центральных районах европейских городов привела к появлению первых многоэтажных зданий, которые были ограничены примерно 10 этажами, пока использование железа и стали не позволило создать более высокие конструкции.
Изобретение в 1854 году Элайджей Отисом аварийного тормоза для лифтов позволило строить офисные здания любой высоты и размещать на небольшом участке земли тысячи сотрудников. К концу 19-го века более крупные офисные здания часто содержали большие стеклянные атриумы, чтобы пропускать свет в комплекс и улучшать циркуляцию воздуха.


Equitable Building - первое офисное здание с пассажирским лифтом - было построено в 1870 году. Оно было семиэтажным (до этого высота зданий ограничивалась четырьмя этажами, так как подниматься выше по лестницам было некомфортно), и впервые спрос на верхние этажи оказался выше, чем на первые. Эта ситуация была обусловлена отсутствием наверху уличного шума и прекрасными видовыми характеристиками. Большинство офисов в Equitable Building представляли собой просторные помещения шириной около 9 метров с высотой потолков до 4 метров для обеспечения нормальной циркуляции воздуха.
Другим, более поздним, примером офисного здания на стальном каркасе является небоскреб Флэтайрон-билдинг (Flatiron Building, 1904 год), прозванный в народе «Плоским утюгом» за необычную треугольную форму. Далее последовала гонка за этажами. В 1899 году в Нью-Йорке появилось 30-этажное здание, в 1908 - 47-этажное, а в 1913 году закончилось строительство 60-этажного небоскреба.

Офисы 20 века


К 1906 году Sears, Roebuck and Co открыли свой почтовый заказ и штаб-квартиру в здании площадью 3 000 000 квадратных футов (280 000 кв. м) в Чикаго, в то время самом большом здании в мире. Исследование времени и движения, впервые проведенное Ф. Тейлором в производстве, а затем примененное к офисной среде, привело к идее, что менеджеры должны играть активную роль в руководстве работой подчиненных, чтобы повысить эффективность рабочего места. В результате в 1915 году «Справедливая страховая компания жизни» в Нью-Йорке представила «современный рабочий стол» с плоской верхней частью и выдвижными ящиками внизу, предназначенный для того, чтобы менеджеры могли легко видеть рабочих. 


В следующие полвека офисные пространства развиваются по принципам тейлоризма: строгая подчиненность процессу, «машина из людей», за которой присматривают несколько начальников. Так, в офисе мыловаренной фабрики Larkin Administrative Building 1,8 тыс. клерков размещены в большом открытом пространстве за длинными рядами столов и буквально дышат в затылок друг другу. На одного работника (вместе с его столом) приходится 2,5 кв. м. Такая теснота должна поддерживать командный дух. Рядовые сотрудники лишены любой возможности уединения. А вот начальство располагает индивидуальными кабинетами по периметру опен-спейса.


Однако к середине 20-го века стало очевидным, что эффективный офис требует осмотрительности в контроле частной жизни, что необходимо для борьбы со скукой, связанной с низкой производительностью, и для поощрения творчества. В 1964 году компания Herman Miller (office equipment) наняла Роберта Пропста, плодовитого промышленного дизайнера, который разработал концепцию Action Office, которая позже превратилась в систему офисной мебели cubicle.

Читайте также:

Офисная недвижимость. Формат build-to-suit
Гибкие офисы – новый формат для новой реальности
Activity-based working  - функционально ориентированный офис или работа на основе активности