История офиса. Action Office — революция 60-х в офисном пространстве

25.10.2022
Революция в сфере офисных пространств началась в 60-е годы прошлого века в мастерских и кабинетах мебельной компании Herman Miller.
Herman Miller это корпорация с более чем 100-летней историей, визитной карточкой которой являются инновационные способы повышения эффективности рабочих мест. И это тот случай, когда слово «инновационные» использовано по назначению, а не в целях украсить рекламный буклет.
Герман Миллер был бизнесменом из Западного Мичигана, который в 1923 году купил Мичиганскую мебельную компанию Star для своего зятя, а тот в честь тестя переименовал компанию. К середине 20 века имя Германа Миллера стало синонимом «современной» мебели. Работая с легендарными дизайнерами Джорджем Нельсоном, а также Чарльзом и Рэем Имзом, компания производила изделия, которые впоследствии стали классикой промышленного дизайна.
В 1960 году с корпорацией начинает сотрудничество Роберт Пропст. Уроженец Колорадо, он начал свою карьеру в конце 1940-х годов как художник-график, педагог и скульптор. В 1953 году он основал Пропст Компани, фирму, специализирующуюся на спекулятивном дизайне.  Причем, сам термин, обозначающий то, чем занимался Роберт Прост придумали значительно позже. Цель деятельности Проста была в том, чтобы моделировать возможные сценарии будущего. Метод заключается в том, чтобы подвергать сомнению привычные вещи и задавать странные вопросы,  цель — создание товаров и услуг для разных сценариев в стиле «А что если…?». С одной из таких спекулятивных разработок  Пропст и обратился к Генри Миллеру— речь шла об уникальной системе соединения элементов мебели.


Затем Пропст стал консультантом Herman Miller и начал проводить исследования проблем, связанных c офисным пространством и существованием в нем людей. Результаты данного исследования должны были стать основой для расширения линейки продуктов компании.
Исследования Пропста включали в себя изучение того, как люди работают в офисе, как распространяется информация и как планировка офиса влияет на производительность служающих. Он консультировался с психологами Мичиганского государственного университета, с ученым, который изучал влияние различных пространств на психическое здоровье  и даже со специалистом по орнаментам и узорам. В круг привлеченных экспертов входил, например,  Эдвард Т. Холл – антрополог, который в  1960-х годах изучал использование человеком пространства и создал новую область исследований, изучающую природу личного и общественного пространства и то, как оно может отличаться в разных культурах. Подход был серьзный.


Работа в офисе. 1955 г.

Из своих исследований Пропст пришел к выводу, что в течение 20 века офисная среда существенно изменилась,  и в первую очередь за счет резкого увеличения объема обрабатываемой информации. Несмотря на изменения, связанные с тем, что сотруднику приходилось по-другому, чем раньше работать с информацией,  организовывать свое рабочее время и общаться с начальством и коллегами, базовая планировка корпоративного офиса осталась практически неизменной: сотрудники сидели за рядами традиционных столов в большом открытом помещении, лишенном уединения.
 Исследования Пропста показали, что открытая среда на самом деле ограничивала общение между сотрудниками и препятствовала личной инициативе. По этому поводу Пропст говорил, что «одним из прискорбных условий современных офисов является тенденция обеспечивать формулу одинаковости для всех». Кроме того, физически сотрудников страдали от многочасового сидения в одном положении. Пропст пришел к выводу, что офисным работникам требуется как конфиденциальность, так и взаимодействие, в зависимости от того, какую из их многочисленных обязанностей они выполняют.
Пропст пришел к выводу, что «сегодняшний офис — это пустырь. Он истощает жизненные силы, блокирует таланты, мешает достижениям. Это ежедневная драма несбывшихся намерений и неудачных усилий».
 

Action Office I. Офис действий – 1. Попытка первая. Неудачная

Роберт Пропст и Джордж Нельсон и первая серия Action Office I

Пропст и Корпорация Германа Миллера сформулировали проблемы офисных работников того времени и разработали  новую линейку офисной мебели, которая должна была эти проблемы решить. Команда дизайнера Джорджа Нельсона создала новую серию Action Office I.
Мебель серии Action Office I была представлена в линейке Herman Miller в 1964 году. Это были столы и рабочие места разной высоты, которые давали работнику свободу передвижения и возможность принимать рабочее положение, наиболее подходящее для выполнения задачи. Action Office I идеально подходил для небольших профессиональных офисов, в которых менеджеры и сотрудники часто взаимодействовали, используя одну и ту же мебель.
Однако проблема Action Office I была в том, что мебель была дорогой, сложной в сборке, и не подходила для офисов крупных корпораций. Несмотря на недостатки Action Office I, Нельсон получил премию Alcoa за дизайн продукта.

Action Office II. Офис действий – 2. Попытка вторая. Успешная



После плохих продаж Action Office I Пропст и Нельсон не остановились и начали создавать следующее поколение Action Office II. В течение нескольких лет Пропст и Нельсон спорили о том, какая рабочая среда, по их мнению, лучше всего подходит корпоративному офисному работнику. Партнеры не пришли к единому мнению, и Нельсон, в конце концов, был исключен из проекта. После ухода Нельсона Пропст получил возможность тестировать свою концепцию офиса без чьих-либо возражений.  По его замыслу мебель  должна быть такой, чтобы в соответствии  с меняющимися потребностями сотрудника, ее можно было легко модифицировать, а не покупать новую.  Он хотел предоставить сотруднику некоторую степень конфиденциальности и возможность персонализировать свою рабочую среду, не влияя на среду окружающих его коллег.



Суть его концепции –двух- или трехстороннее вертикальное разделение офисного пространства, которое определяло территорию и обеспечивало уединение, не препятствуя возможности наблюдать или участвовать в событиях за пределами пространства.  Так появились на свет офисные перегородки.
Action Office II был основан на мобильном настенном блоке, который формировал пространство. Устройство также поддерживало мебель для нескольких рабочих станций, которая выигрывала от того, что рабочее пространство было ориентировано не только по горизонтали но и по вертикали. Компоненты были взаимозаменяемыми, стандартизированными и простыми в сборке и установке. Что еще более важно, они были очень гибкими, что позволяло компании изменять рабочую среду по мере изменения потребностей. С помощью мебельных блоков формировались  кьюбиклы (cubicle – кабинка) — небольшие отдельные зоны для каждого сотрудника. Философия рабочего пространства изменилась навсегда.

Модельный ряд Action Office II имел беспрецедентный успех, разработку быстро скопировали другие производители. Несмотря на то, что линия Action Office II стала самым успешным проектом Германа Миллера, дизайнер Джордж Нельсон дистанцировался от любой связи с этим проектом. В 1970 году он отправил письмо Роберту Блейху, который стал вице-президентом Herman Miller по корпоративному дизайну и коммуникациям, в котором описал «бесчеловечный эффект системы». Он резюмировал: «Не нужно быть особенно проницательным критиком, чтобы понять, что Action Office II определенно не является системой, создающей среду, удовлетворяющую людей в целом. Но эта система замечательна для планировщиков, ищущих способы втиснуть максимальное количество тел, для «служащих» (как единой массы), для обезличенного «персонала», корпоративных зомби, ходячих мертвецов, молчаливого большинства».

Первые офисы нового формата


Первые офисы, в которых использовались продукты Action Office, находились в Федеральном резервном банке Нью-Йорка.  В 1963 году банк заключил контракт с Herman Miller на проектирование инновационного офисного пространства, которое могло бы обеспечить максимальную эффективность на небольшой площади. Получившийся в результате дизайн был основан на комплексной панельной системе Нельсона и представлял собой «капсулы» из четырех кабинок, каждая с L-образным столом и верхним хранилищем. Сохранившиеся фотографии офисов Федерального резервного банка демонстрируют дизайн, который мало чем отличается от современной офисной кабинки. В 1964 году этот дизайн был повторно использован для Женской медицинской клиники в Лафайете, штат Индиана, и в собственных дизайнерских бюро Нельсона в Нью-Йорке.

Action Office сегодня

Фотография с сайта компании

Серия Action Office I была исключена из линейки Herman Miller в 1970 году. В 1978 году линейка Action Office II была переименована просто в Action Office.
В 1985 году Конгресс Worldwidedesign назвал Action Office «Самым значительным дизайном с 1960 года». Недавние модификации Action Office включают увеличенное хранилище и дополнительные рабочие пространства для совместной работы.
В 2001 году Нью-Йоркский музей современного искусства добавил серию офисной мебели Resolve, дизайн образца 1999 года, к постоянной коллекции музея.
В 1997 году Роберт Пропст, вслед за Нельсоном  с разочарованием отметил, что он надеялся, что его идея «предоставит работникам умственного труда более гибкую и изменчивую среду, чем крысиные лабиринты офисов», но сожалел, что его идея до некоторой степени превратилась именно в те самые крысиные норы. Дело в том, что уже в следующем десятилетии в одном  кьюбикле на 6 квадратных метров размещали  до  3 человек. Концепция коллекции Пропста не подразумевала размещение множества людей на небольшом пространстве, но этого требовала экономика.
Action Office преобразил рабочие места по всему миру, а также Herman Miller и всю индустрию офисной мебели, которая изо всех сил пыталась ее скопировать. Компания выдерживает испытание временем.
Herman Miller является признанным новатором в области современной мебели, решений для медицинских учреждений и связанных с ними технологий и услуг. Сегодня это корпорация со штаб-квартирой в Зеландии, штат Мичиган, имеет производственные мощности в США, Китае, Италии и Великобритании, а также офисы продаж, дилеров, лицензиатов и клиентов в более чем 100 странах.
 
Читайте также:
История первого офиса
Офисная недвижимость. Формат build-to-suit
Гибкие офисы – новый формат для новой реальности