Торговые центры: от фуд-кортов до фуд-моллов

27.11.2022
Фуд-зоны превращают торговые комплексы в модные гастрономические пространства.
В ноябре 2022 года в техническом режиме открылся фуд-молл Vokzal 1853, что означает завершение глобальной реконцепции торгового комплекса «Варшавский экспресс». Этот проект – один из ярких примеров трансформации торгового центра в масштабное гастрономическое пространство.
Владелец «Варшавского экспресса» — холдинг «Адамант» — объявил об амбициозных планах открыть в здании бывшего Варшавского вокзала самый крупный в Европе фуд-молл ещё в 2019 году.
Проект реализовывается совместно с ресторатором Алексеем Васильчуком (имеет опыт открытия гастропространства «Депо» в Москве). По замыслу фуд-молл должен объединить более 90 ресторанных концепций, посадочную зону на 4 тысячи человек, концертную площадку, крафтовые магазины и коворкинг. Инвестиции в проект оценивались сторонами в 1,5 млрд рублей.


По словам экспертов, для эффективной работы фуд-моллу потребуется "держать" посещаемость на уровне 8–10 тыс. человек каждый месяц. При этом предполагается, что средний чек будет достаточно высоким — порядка 900 рублей. В то же время «Адамант» не единственная компания, которая делает ставку на развитие фуд-моллов: подобные пространства уже работают в ТК «Сити молл» и «Галерея». Специалисты считают, что гастрономические проекты могут стать новыми драйверами для развития формата торговых центров.
Разбираемся в истории вопроса и в форматах фуд-зон.

Как всё начиналось


Создатель первого торгового центра —  Виктор Грюн — запланировал зоны питания для посетителей еще создавая первые эскизы.  Также в его проекте сразу же были запланированы общественные пространства для отдыха посетителей от долгого шоппинга.  В чем-то этот архитектор был идеалист -  он хотел, чтобы общественные места слились с магазинами в живое, городское пространство, которое будет напоминать его любимую Вену с маленькими магазинчиками и кафе.  Одновременно все идеи Грюна были максимально рациональными – это именно он придумал, чтобы столы и стулья рядом с кафе были неудобными и заставляли посетителей поскорее доесть и уйти, уступив место другим едокам. Уйти за покупками. Всё, абсолютно всё, от освещения до размещения лестниц и эскалаторов в торговых центрах было устроено так, чтобы покупатель покупал. Первые зоны питания в торговых центрах имели исключительно вспомогательную функцию.

Фуд-корты или ресторанные дворики в торговых комплексах


Позднее, собственники торговых комплексов всё чаще отдельные точки питания будут перемещать на последние этажи, объединяя в зоны питания, чтобы они не занимали более выгодные площади. В торговых центрах появятся фуд-корты или ресторанные дворики, которые часто становились неотъемлемой частью развлекательных зон торговых комплексов.
Первый успешно работающий ресторанный дворик открылся в марте 1974 года в торговом центре Парамус-Парк в Нью-Джерси.  Ранее в 1971 году ресторанный дворик был открыт в Плимут Митинг Молл, однако был вскоре закрыт ввиду недостаточности площади для питания и малого выбора.
Принцип работы ресторанных двориков заключается в том, что посетитель заказывает еду и напитки в одном из расположенных в помещении предприятий питания и самостоятельно относит заказ в общий зал.
Якорными арендаторами типичных фуд-кортов становились сетевые точки быстрого питания: на одной площади «встречались»  McDonald’s,  Sbarro и KFC, их дополняли нескольких мелких частных продавцов, предлагающих традиционную или национальную кухню, например, в России популярны ресторанчики  паназиатской кухни.
Ключевым по-прежнему остается формат быстрого питания – ресторанные дворики не рассчитаны на приятное времяпрепровождение. Экономичность этих гастрономических пространств обеспечивается использованием одноразовой посуды, дешевой и простой в уходе мебелью для облегчения чистки и уменьшении затрат на эксплуатацию зала.

В поисках нового – фуд-холлы


Набирающая оборот Интернет-торговля, COVID – изоляция, а также уход или приостановка работы многих крупных западных ретейлеров поставила перед владельцами торговых комплексов вопрос неизбежной реконцепции.
Появляются форматы, которые позволяют совместить на территории торгового комплекса функции торговли и развлечения, торговли и образования, торговли и здоровья, в торговых центрах открываются коворкинги, арт-галереи, проходят выставки.
Появились и такое понятие как eatainment.
Eatainment (от англ. «eat» – еда и «entertainment» – развлечения) – формат, где еда становится частью развлечений,  а фуд-корты, из места для быстрого приема пищи в перерывах между шопингом, трансформируются в проекты с разнообразными ресторанными концепциями и превращаются в фуд-холлы. Площадь фуд-холлов – от  1000 до 5000 квадратных  метров.
Три года назад в Петербурге открылся первый крупный полноценный фуд-молл  City Food в  торговом комплексе  «Сити-молл».  Чуть позднее в ТК «Галерея» появился фуд-холл  Eat Market. Емкость рынка фуд-холлов в Петербурге ограничена количеством уникальных ресторанных концепций.
Фуд-холлы – формат тоже про еду, но по сути противоположный фуд-кортам.  Основное отличие – сетевые точки быстрого питания – не главные арендаторы. В фуд-холлы подбирается пул арендаторов с определенными концепциями. По возможности – чем больше концепций – тем удачнее фуд-холл. Вторая неотъемлемая составляющая – развлекательная часть.
И хотя зал по-прежнему остается общий, интерьеры фуд-холлов продуманы, они должны оставлять посетителя на долгое время, при этом средний чек на точках фуд-холла становится значительно выше. В итоге – цель – привлечь посетителя в фуд-холл – параллельно предоставляя ему возможность совершить попутный шоппинг. Таким образом, покупки в магазинах – вторичны.
Заметим, что фуд-холлы – могут быть частью крупных торговых центров, а могут существовать самостоятельно уже в формате фуд-моллов.

Фуд-моллы: торговый комплекс превращается в гастрономическое пространство


Фуд-молл – это уже отдельный молл, полностью посвященной еде и развлечениям. Площадь от 10 000 квадратных метров. Первым громким проектом в России данного формата стал московский  фуд-молл  «ДЕПО», который одновременно с гастрономической составляющей позиционируется как крупнейшая площадка lifestyle в Москве.
Фуд-моллы объединяют под одной крышей большое количество ресторанных концепций с общей зоной посадки. Точки уличной азиатской  еды  соседствуют с изысканной кондитерской, итальянская кухня «спорит» с тайской, а кофейня конкурирует с чайной.
Посетители приходят в фуд-моллы отдыхать, проводить свободное время и наслаждаться вкусами.
Фуд-холлы принесли в нашу жизнь новое понятие  fast casual (фаст-кэжуал) — нечто среднее между хорошим fast food и рестораном. Fast casual отличает от fast food более здоровый подход к еде, оригинальная кухня, использование многоразовой посуды и стильный интерьер. Схожесть с fast food в быстром формате обслуживания, отсутствии официантов и небольшой площади ресторанных точек.
Суть торгового молла поменялась — гастрономический молл приглашает своих гостей не за покупками, а за впечатлениями от разнообразной и вкусной еды и развлечениями.
Конкуренцию фуд-моллам составляют фуд-маркеты или гастромаркеты  – это форматы, которые сочетают в себе функции питания и рынка. В Москве, в 2015 году стартовала программа реконструкции старых рынков. И уже через два года, в 2017–м  в новом образе предстал Даниловский рынок.
В основе обновленного Даниловского рынка (и его последователей) остается торговля свежими и разнообразными продуктами, которая дополняется концептуальными бистро, сезонными ярмарками и гастрономическими фестивалями. Теперь  на рынок ходят не только за продуктами, но и для того чтобы перекусить, или полноценно пообедать в корнерах, расположенных по  периметру рынка. 
Из действующих  гастромаркетов в Петербурге: Василеостровский и Московский рынки.  

Читайте также:
Гастромаркет: новый формат городского пространства
Медицинские моллы: клиники вместо бутиков
История первого торгового молла