Общественные пространства. Набережные мира

31.07.2021
Городские набережные становятся новыми общественными пространствами.
В первой части рассказываем о пяти мировых проектах.

Набережная: Марина-Бей 

Город: Сингапур (Сингапур)


Сингапур – самый чистый и безопасный город Юго-Восточной Азии, его называют городом будущего, а в рейтингах городов он ежегодно попадает в первую десятку самых «умных» городов мира.
Набережная Марина-Бей до 90-х годов прошлого века была большой промышленной площадкой – здесь полным ходом шли работы по намыву территорий. К 2000 году началась застройка 350 гектаров новой земли. Когда создавалась концепция нового района, в нее, кроме жилых зданий вошли сотни  объектов инфраструктуры: офисы, музеи, сады, пристани, площадки для культуры и отдыха.


Благоустройство набережной завершилось в 2015 году. Сегодня в этом районе расположено много интересных и известных достопримечательностей, которые обычно хотят увидеть гости Сингапура в первую очередь. В первую очередь, это  Отель Marina Bay Sands — один из самых необычных и роскошных отелей в мире. На трех небоскребах, объединенных гигантской крышей в форме гондолы, разместились самый знаменитый бассейн на крыше, сад, клубы, рестораны и обзорная площадка. ArtScince Museum — уникальный музей, объединяющий искусство и науку. Сады у залива - удивительный тропический парк, расположенный рядом с Marina Bay. Пешеходный мост Helix Bridge представляет собой изысканную конструкцию в виде спиральной молекулы ДНК, что отражено в названии (Helix в переводе означает "спираль"). Мост, открытый в 2010 году, признан одним из самых красивых в мире и является одним из чудес инженерно-архитектурной мысли. 
Esplanade — интегрированный центр искусства, состоящий из двух больших залов: 2000-местный театр и 1600-местный концертный зал, театра под открытым небом и торгового центра.
 

Набережная: Бруклин-Бридж-парк

Город: Нью-Йорк (США)


Бруклин-Бридж-парк — участок на набережной пролива Ист-Ривер в Нью-Йорке рядом с Бруклинским мостом. Многие годы  здесь находилась паромные пристани и кирпичные склады. До 2008 года местность вообще не была благоустроенна. Даже при очень большом желании здесь было сложно погулять – шум трехуровневой автомагистрали не давал наслаждаться видами на Манхэттен.  Изначально территорию хотели застроить жилыми домами, но в итоге здесь появился новый городской парк.


При реконструкции в первую очередь «избавились» от шума — возвели земляной вал, который отделяет парк от дороги. Бруклин-Бридж-парк разделен на 13 секторов, каждый из которых имеет доступ к реке. Теперь жители Нью-Йорка отдыхают у воды, устраивают здесь пикники, занимаются спортом, в том числе на воде.  На одном из пирсов стоят телескопы для наблюдения за звёздами. Парк неоднократно получал награды как лучший архитектурный и дизайнерский проект и повысил престижность района.
 

Набережная: Chicago Riverwalk

Город: Чикаго (США)


Набережная, соединяющая озеро Мичиган и реку Чикаго, строилась 15 лет. Осенью 2016 года была завершена третья фаза строительства, и теперь точно можно сказать, что результат стоит потраченного времени.
В итоге набережная в Чикаго – это общественное пространство протяженностью в 2,5 километра. У каждого отрезка набережной есть своя уникальная функция.
Удивительно, что еще в 1909 году в градостроительном плане, разработанном Дэниелом Хадсоном Бернэмом и Эдвардом Беннетом, прибрежная территория была представлена как место для пешеходных прогулок и городских развлечений, но лишь через 100 лет эти идеи стали осуществимы.
Набережная Чикаго это парки, «зеленые» площади, водные пристани и культурные пространства.
Первая фаза строительства, законченная в 2009 году, подарила городу Мемориал ветеранов войны во Вьетнаме, площадь Wabash и площадь Музея Bridgehouse. Вторая и третья фазы благоустройства прибрежной полосы вылились в создание еще шести «блоков», каждый из которых предлагает городу уникальное пространство для отдыха. Все они наделены своими именами: Пристань (Marina), Бухта (Cove), Речной театр (River Theater) (были закончены в 2015 году).


В процессе финальной, третьей стадии строительства были созданы Водная площадь (Water Plaza), Причал (Jetty), который является интерактивной зоной изучения речной экологии, и Променад (Broadwalk). Набережная разделена на блоки не только тематически, но и функционально.
Например, отрезок под названием Пристань (Marina) предлагает горожанам несколько ресторанов с открытыми верандами, откуда можно наслаждаться прекрасным видом на кипящую жизнью реку – мимо проплывают баржи, водные такси и экскурсионные лодки. Кроме того, горожане имеют возможность заниматься водными видами спорта, буквально выйдя из офиса после рабочего дня. В Бухте любой желающий может арендовать каяк и покататься на нем.
Авторы проекта надеются, что набережная реки Чикаго станет центром притяжения для горожан и туристов и продолжит развиваться в верном направлении, служа общественным нуждам. В будущем городские власти также планируют оборудовать вдоль набережной специальные зоны для купания. Набережная В Чикаго – это  инклюзивная среда, в которой удобно находится и людям на колясках, и велосипедистам, и жителям с детскими колясками.
В 2018 году общественное городское пространство Chicago Riverwalk получило два приза «Honor Awards» в Американском институте архитекторов.

Завершаем наш обзор двумя скандинавскими проектами: набережной в Осло и в Стокгольме.

Набережная Акер-Брюгге

Город: Осло (Норвегия)


Акер-Брюгге — участок на набережной Пипервика, одного из заливов Осло-фьорда, который находится в самом центре норвежской столицы.  Раньше это место использовалось как индустриальная зона: здесь находились верфи нефтяной компании Akers Mek. Ничего привлекательного в этом районе Осло для горожан не было: всюду ремонтирующиеся суда и рыбацкие лодки. Большинство зданий в районе составляли кирпичные склады для хранения грузов. Обновление началось в середине 80-х годов прошлого века — промышленные компании стали покидать центр города, а их место постепенно занимали торговые центры и рестораны.  
Строительство  набережной «нового поколения»  началось в 2010 году. Не все промышленные здания сохранили – часть из них снесли, а часть переоборудовал в торгово-развлекательные галереи в лофт стиле.


У воды возвели ступенчатый деревянный помост, на котором удобно сидеть и любоваться видом на Осло-фьорд. С другой стороны променада Странден расположены кафе и магазины, а в конце прогулочной дорожки в 2012 году появилось футуристическое здание музея современного искусства Аструп — Фернли.
После реконструкции район полностью преобразился – теперь это деловой центр Осло с торговым променадом и общественным пространством для жителей столицы и туристов.

Набережная: Hornsbergs Strandpark

Город: Стокгольм (Швеция)



На этой окраине города, как и в Сингапуре, во время строительства нового микрорайона была создана искусственная набережная в виде насыпи .
 Строителям пришлось возвести подпорные стенки, очистить заболоченные места реки, высадить зелень – все это потребовало больших финансовых вложений. Именно застройка прилегающих речных районов позволила найти деньги на обустройство такой набережной. По сути, вдоль воды был создан линейный парк с пешеходными дорожками, параллельно которому проходят автомобильная улица и городская магистраль. Ближайшие к дорогам здания квартала – общественно-деловые, а не жилые, поэтому соседство с автомобилями совершенно не мешает горожанам. Кроме того, существует ограничение по скорости движения на прибрежных дорогах — машины могут двигаться со скоростью около 40 км/ч, поэтому шум автомобиля ниже, чем на обычных городских улицах.



Парк стал оазисом для окружающих, и в жаркие летние дни горожане здесь загорают и плавают – на Набережной оборудованы спуски в воду. Жители и гости города используют парк в качестве гостиной на открытом воздухе, где можно и пикник устроить, и поплавать, и позагорать, и полюбоваться заходом солнца, и посидеть одному.

Во второй части  нашего обзора мы расскажем о новых набережных России.

Читайте также:
Гастромаркет: новый формат для рыночной торговли
Редевелопмент промышленных территории
Реконструкция промышленных территорий