История первых торговых центров Европы

25.07.2022
Первый торговый центр современного формата был открыт в США в 1956 году. Но до него существовали крытые рынки, торговые галереи, европейские пассажи.
Торговый центр как новый тип торгового помещения появился в Европе в XVIII веке, когда в Париже была построена первая крытая торговая галерея.  В своем обзоре мы подробно рассказали о первых парижских торговых галереях. В течение первой половины XIX века пассажи появились во всех странах Европы и в далекой Северной Америке.


В 1849 году в Англии Королевским обществом искусств был представлен проект Всемирной промышленной выставки, который нашел положительный отклик среди промышленников и бизнесменов. В 1851 году выставка состоялась и стала важным этапом в распространении идей промышленной революции.  Но революцию в архитектуре торговых и выставочных помещений совершил лондонский выставочный центр Кристалл Палас или «Хрустальный дворец». Проектом занимался английский архитектор Джозеф Пакстон.
Гигантское здание из стекла, железа и чугуна вмещало до 14 000 посетителей. Выставочное пространство имело огромные размеры: свыше 90 тыс. м², протяжённостью 564 м и 124 м в ширину, высотой до 33 м. «Хрустальный дворец» возвели в рекордные сроки, менее чем за год. Такая высокая скорость строительства объясняется применением других строительных технологий. В основу конструктивного решения здания входила стоечно-балочная система, состоящая из чугунных элементов.


Внутри даже находились старые деревья, сохранённые на строительной площадке, и большой фонтан. По завершении выставки Дворец был разобран и перенесён на новое место, в Сайднем (Sydenham), юго-восточный район Лондона. 30 ноября 1936 года Хрустальный дворец был уничтожен пожаром и более не восстанавливался. Здание, вызывавшее не только восторг, но и критику, и даже насмешки, со временем оказалось предвозвестником новой архитектуры следующего столетия

Галерея Витторио Эммануэле. Милан


Кристалл Палас открыл новую эру в истории архитектуры и дал новый импульс развитию торговых пассажей. На смену каменным перекрытиям и мощным стенам повсеместно пришли металлические конструкции и легкие стеклянные перегородки, внешние стены и кровли.
Кристалл Палас стал прообразом нескольких похожих выставочных павильонов от Нью-Йорка до Порту, а также вдохновил итальянского архитектора Джузеппе Меньони, который в 1877 году в Милане создал ставшую шедевром мировой архитектуры – Галерею Витторио Эммануэле.

Этот торговый пассаж представляет собой закрытую пешеходную торговую улицу, соединившую собор Дуомо с оперой Ла Скала. В проекте архитектор соединил идею крытого французского пассажа и знаменитого лондонского павильона, таким образом усовершенствовав структуру пассажа.
Галерея Витторио Эммануэле выполнена в неоклассическом стиле и представляет собой кирпичное сооружение, облицованное каменными панелями. В конструкции здания в качестве перекрытия широко используется сплошное остекление. Здание состоит из четырех частей. Две пересекающиеся в середине улицы образуют крест. В его центре находится восьмиугольный купол, высота которого составляет 53 метра. Длина Галереи с севера на юг составляет 213 метров. Общая высота Галереи – 32 метра.  


Галерея носит имя итальянского короля Виктора Эммануила II (1820—1878), строительные работы начались в 1865 году и продолжались 12 лет. Значительная часть усилий при строительстве здания была уделена триумфальной арке, являющейся входом в галерею со стороны Соборной площади. Ее возводили почти 10 лет.
Конец XIX века – это вершина развития европейских пассажей.

Торговая галерея Роял Аркад.Лондон


Галерея была построена в 1879 году и соединяет Олд-Бонд-стрит с Албемарл-стрит в самом сердце торгового района Лондона, Мейфэр. Это старейшая в городе специально построенная торговая галерея.


Галерея, как она выглядит сегодня, открылась в 1879 году и заменила отель «Кларендон», который был снесен в 1870 году.
Роял Аркад с его стеклянной крышей, изогнутыми стеклянными оконными нишами и элегантными ионическими колоннами является воплощением викторианского стиля.

Галерея мало изменилась за прошедшие 136 лет и сохранила все свои первоначальные черты.

Галерея Мадзини. Генуя


Галерея Мадзини — это крытый торговый пассаж, расположенный в центре Генуи, недалеко от театра Карло Феличе и площади Пьяцца де Феррари. Галерея занимает целую улицу, которая так и называется на картах «Galleria Mazzini».
Свое имя галерея получила в честь выдающегося итальянского политика, писателя и философа Джузеппе Мадзини.


Генуя того времени восприняла открытие галереи как значимое событие для города.  Пассаж покорил жителей Генуи сверкающими окнами, бронзовыми люстрами и большими стеклянными куполами, через которые галерея получала естественное освещение. Галерея Мадзини считалась роскошной и стала местом встречи интеллектуалов и выдающихся личностей девятнадцатого века.

Пассаж дю Норд. Брюссель


Между 1820 и 1860 годами Брюссель также коснулся повального увлечения торговыми пассажами: в этот период в городе было построено около десяти, из которых до наших дней сохранились только три — Королевская аркада Святого Юбера, аркада Бортье и Пассаж дю Нор. Пассаж дю Нор был одним из ключевых новых зданий, которые помогли создать «облик» центральных бульваров.
Брюссельская газета «La Gazette» сообщила 26 мая 1881 года о строительстве торгового пассажа с 32 магазинами и музеем между бульваром дю Нор (сегодня бульвар Адольфа Макса) и улицей Нев. Пассаж был открыт для публики в феврале 1882 года.
В музее было несколько галерей для выставок промышленных изделий, современных изобретений, произведений искусства, редкостей и антиквариата, концертный зал, лаборатория для проведения химических и физических экспериментов, комната для переговоров, игровая комната, «детский театр» и ресторан.


Сегодня на первом этаже находится всего 20 магазинов, так как несколько старых магазинов были объединены в более просторные помещения. Пространство, занимаемое музеем, теперь является частью отеля Metropole и было преобразовано в конференц-залы и гостевые спальни. Единственными оставшимися следами музея являются две вывески, рекламирующие «Musée du Nord» на фасаде здания со стороны бульвара Адольфа Макса. Вход в музей раньше стоил 1 бельгийский франк.
Застекленный переход между двумя оживленными торговыми улицами, пассаж дю Норд представляет собой шестиэтажное здание длиной 70 м и шириной 6 м, площадью чуть более 5000 м². Торговый пассаж выполнен в характерном для девятнадцатого века стиле эклектики.

Верхние Торговые ряды (ГУМ). Москва

Верхние торговые Ряды были открыты в Москве 2 декабря 1893 года. На тот момент это был самый крупный пассаж Европы.
Несомненно, вдохновила архитектора  московского ГУМ’а галерея Виктора-Эммануила в Милане. Но ГУМ может похвастаться тем, что он в полтора раза больше: по первоначальному проекту Верхние Торговые Ряды представляли собой 16 больших отдельных зданий с застекленными улицами между ними. Это был целый город.
Строился ГУМ на традиционном месте московского торга. Новые Ряды должны были стать самой модной и технически продвинутой европейской галереей, но в «русском стиле».


В феврале 1889 состоялся архитектурный конкурс, в котором победил Александр Померанцев. Верхние торговые ряды были построены в рекордные сроки   —  всего за 4 года. При этом в эти сроки был осуществлен снос старых рядов и проведены археологические раскопки.

К началу Первой Мировой войны строительство пассажей остановилось. В Европе пассаж был осужден как пережиток прошлого и на некоторое время исчез из европейской архитектурной практики.

Читайте также:
«Пассаж на Невском»: новая жизнь старейшего торгового центра
Парижские пассажи – первые торговые галереи Европы
История первого торгового молла